Наша область приняла уже около двухсот беженцев, которые вынуждены были покинуть полуостров из-за обостренной политической ситуации.
Молодые супруги Алексей и Анна прожили вместе в Севастополе больше шести лет. Парень родился и вырос в Запорожье, девушка - коренная крымчанка. Познакомились же случайно – когда Анна возвращалась с учебы (заканчивала магистратуру во Львове) домой в родной Севастополь.
«Сыграли свадьбу, наладили бизнес. Много планов было. Конечно, не ожидали, что все вот так в один миг обернется. В городе, где жили, фактически стали изгоями, потому что подавляющее большинство людей, даже родные и друзья, постоянно пытается переубедить, перетянуть на свою сторону. Мы пытались объяснять людям, что они заблуждаются, что нельзя верить тому, что сегодня показывают российские телеканалы и говорят российские политики, но это все бесполезно», - говорит Алексей.
«Я два года прожила во Львове и за все это время меня ни разу не упрекнули за то, что я говорю на русском. В моем же родном городе мои друзья, родители – все убеждены, что на Западной Украине живут бандеровцы и даже мой собственный пример их не заставляет хотя бы допустить мысль, что все на самом деле не так», - добавляет Анна.
Но самое страшное, говорят, уже позади. И агенты, которые стоят у вокзальных касс и подслушивают кто куда берет билеты (при чем, абсолютно не скрывая своего интереса), и «зеленые человечки» с автоматами наперевес, обыскивающие всех на новой границе у Ченгара.
«Сказали тогда на КПП, что везу мебель – в командировку еду. Думаю, если бы признался, что уезжаю из Крыма жить в Украину, то до Запорожья бы не доехал. Вообще, не по себе было – те, кто обыскивал, делали это очень жестко, да и все два часа стояния в пробке над головой кружили вертолеты. А Аня в поезде ехала и в два часа ночи в купе стали ломиться активисты антимайданна тоже, мол, для проверки. Но до отправки поезда оставалось всего ничего, потому они оставили людей в покое и сошли на перрон», - рассказывает Алексей.
Сейчас ребята живут у родителей Леши. К счастью, им было куда уехать. Постепенно осваиваются и свыкаются с мыслю, что в любимый Севастополь они уже вряд ли вернуться. По крайней мере, как местные жители.
Зато, сознаются, и приятные моменты есть, например, для ребят стало сюрпризом, что наш город выступает за целостность Украины.
«Национальные флаги в Запорожье люди вывешивают в окна, по городу ездят машины с украинской символикой – в Крыму это было бы невозможно. Радует дух патриотизма», - говорит Алексей.
Что предстоит решить беженцам в ближайшее время, так это вопрос сбережений – обычную банковскую карточку удалось восстановить без проблем – помогло областное управление соцзащиты. А вот депозит остается заблокирован, ни процентов, ни основной суммы ребята снять не могут. Так же не известно и что будет с квадратными метрами супругов в Севастополе. И все же Алексей и Аня не унывают. Восстанавливают бизнес и строят новые планы на будущее.
«Очень жаль было покидать Севастополь, но когда в Запорожье приехали, как будто камень с души упал. Можем открыто говорить то, что думаем, не чувствуя себя на вражеской территории», - говорит Аня.
Справка 061
На данный момент Запорожье приняло около 200 переселенцев из Крыма. Около 40 процентов – это военнослужащие и их семьи. Большая часть останавливается у родственников, государственным же временным жильем пользуются единицы. Тем не менее, по данным облгосадминистрации, Запорожская область может принять 1637 переселенцев.