Петр Порошенко и Сергей Тигипко, пожалуй, самые яркие из всех участников предвыборной гонки-2014. Выделяются они и высокой популярностью среди избирателей, и внятностью программ, и тем, что воспринимают их примерно одинаково: оба уже были у власти, оба сумели с нуля выстроить системные успешные бизнесы, оба – профессионалы, прекрасно ориентирующиеся в экономических дебрях.
И все же предложенные ими пути выхода и кризиса и парадигмы экономическогоразвития различаются кардинально. Порошенко играет на несбывшихся надеждах Майдана и не чужд идеологических предпочтений западной Украины. Он является сторонником свободной конкуренции и считает, что на европейском рынке место найдется всем, а кому не найдется – тот сам и виноват. Тигипко на его фоне выглядит, по словам Владимира Фесенко (директор Центра политических исследований «Пента»), более умеренным и прагматичным, «ориентированным не на идеологические и политические игры, а именно на экономическое развитие». Он чужд сантиментам и ратует за активную инвестиционную и социальную политику государства. А чтобы не загубить внутренний рынок и отечественных производителей, предлагает воздержаться от поспешных интеграций с кем бы то ни было.
Давайте посмотрим на их программы подробнее.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. Порошенко выступает за полную и бесповоротную экономической интеграции с ЕС. При этом его не смущает очевидная неготовность официальных лиц ЕС гарантировать Украине реализацию этого пункта программы. Обещая переговоры о полноценном членстве в Евросоюзе, Петр Алексеевич в то же время называет Россию врагом и явно не собираясь проводить переговоры с ней. Что при этом делать с предприятиями, зависящими от экспорта в РФ, на свободном рыночном поле ЕС – непонятно. А ведь на торговле с Россией завязаны многие отрасли: контракты с Россией в молочной сфере составляют 80%, в ВПК – 40%, в легкой промышленности – около 30%. Если оставить их без договоров с РФ и не подготовить к игре по новым правилам ЕС, они просто перестанут существовать.
Тигипко считает, что Украина должна идти по пути самодостаточности и выстраивать сотрудничество и с Западом, и с Востоком на основе прагматичного взаимовыгодного диалога. Политик планирует «выработать жесткую и самостоятельную внешнюю политику, используя столкновение интересов и особое положение страны».Восстановление переговоров с Россией Тигипко считает очень важным и апеллирует к цифрам: 15 млрд долл. и 400 тыс. рабочих мест – такой может быть цена за отказ от экспорта в РФ. При этом Сергей Леонидович признает необходимость восстановления территориальной целостности страны в прежних границах.
СОЦИАЛКА И ЭКОНОМИКА. Порошенко: сначала рост экономики – потом рост зарплат и пенсий. По сути, Порошенко предлагает «греческий» путь выхода из кризиса по рецептам МВФ – та же политика, которую проводит нынешняя власть. «Я за увеличение зарплат, пенсий и стипендий. За сохранение и приумножение всех социальных выплат. <…> На все это надо тратить деньги, как только мы их получим, построив новую экономику» - таковы тезисы программы.В этом вопросе Петр Алексеевич не учитывает двух моментов: во-первых, как отмечает Вадим Карасев (д-р Института глобальных стратегий), «для избирателей Юго-Востока важна стабильность и удержание социальных стандартов. В свете подписания соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом, а также возможного обрыва промышленных связей с Россией, для них весьма актуален вопрос своевременных выплат пенсий и зарплат». И это понятно: если Россия введет экономическую блокаду, заморозит все контракты, то больше всего потеряют юг и восток Украины. Они это понимают и ждут защиты у власти.
Во-вторых, опыт показывает, что жесткая экономия снижает покупательную способность людей и тем самым перекрывает кислород экономике: люди получают меньше, меньше тратят в магазине, меньше покупают товаров местных производителей, производители сокращают производство, платят меньше зарплаты и закрывают рабочие места. Круг замыкается.
Тигипко: экономика начнет работать, если будут расти доходы населения. Сергей Леонидович Тигипко предлагает идти от обратного. Дать людям дешевые кредиты, обеспечить выполнение социальных стандартов, поддержать спрос на товары отечественных производителей. Несмотря на то, что Тигипко большая часть избирателей воспринимают как либерала, предлагаемые им принципы более близки к политике Китая, установившего жесткую социальную ответственность государства.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА. Порошенко: «восточноевропейская модель» - свободный рынок сам себя урегулирует. «Я тщательно изучил и обязательно использую позитивные достижения стран Балтии, Польши, Чехии, Словении, Словакии, Грузии, - заявляет Петр Алексеевич. - В отличие от нас, страны Центральной и Восточной Европы строят экономику свободной конкуренции».
Риск такого подхода заключается в том, что повторить путь Восточной Европы будет очень непросто. Хотя бы потому, что страны этого региона давно вошли в состав ЕС и успели прочно занять свою нишу в европейском разделении труда. Делиться этой нишей они явно не готовы. Вторая проблема – неготовность к евроинтеграции неконкурентоспособных отраслей. Они до сих пор не переведены на новые стандарты и совершенно не готовы платить 480 долл. за кубометр российского газа. Скорей всего, им не найдется места в экономической системе порошенковской Украины. Соответственно, часть отраслей придется свернуть, так же, как в свое время сделала Латвия, которая закрыла все свои сахарные заводы, или Болгария и Литва, остановившие атомные электростанции.
Тигипко: «азиатская модель» - до выхода из кризиса экономику нужно координировать. В первую очередь, Тигипко ратует заимпортозамещение – по этому пути когда-то прошли все «тигры» Юго-Восточной Азии. Второй акцент, прописанный в программе, – «внедрить государственные программы по переориентации украинских предприятий на европейские рынки сбыта и переход на европейские технические стандарты». И первое, и второе невозможно без поддержки государства. Если пустить все «на милость» свободного саморегулирующего рынка, украинские производители просто исчезнут, а вместе сними – рабочие места и налоги. Это не значит, что придется отказаться от стандартов качества и решать проблемы конкуренции государственным дотированием. Просто при поддержке государства переориентация на европейский рынок будет для предприятий постепенной и пройдет не так болезненно.
Поддержка государства нужна Тигипко и в борьбе с безработицей: если не проедать кредиты, а использовать их на реализацию инфраструктурных проектов – например, «на строительство дорог и мостов», это принесет государству пользу, а людям - заработок.