Теперь вопросы к работе у геральдической комиссии.
Предложенный герб вызывает множество вопросов с точки зрения геральдики. Об этом 061 рассказал председатель Геральдической комиссии Запорожского Дворянского Собрания Дмитрий Бойко.
«Затруднительно с геральдической точки зрения критиковать то, что не основывается на геральдике, существуя в собственной псевдогеральдической реальности. Но каждая деталь проекта в отдельности, их сочетание и их набор в целом могут быть опровергнуты любым человеком, знакомым даже только с началами геральдики», - отмечает Дмитрий Бойко.
Первое, на что обращает внимание председатель Геральдической комиссии - это цветовое решение проекта нового герба. «Правило, которое принимается за начало геральдики» (согласно Лакиеру) о неналожении металла на металл, а финифти на финифть (краски на краску), то есть азы геральдики, здесь не соблюдается. Также вызывает вопросы форма щита. В геральдике принято использовать определённые формы щита. Например, нынешний герб Запорожья изображён в щите т.н. испанской формы.
В верхней части предложенного герба находится орел. Он был обнаружен в составе Вознесенского клада в пределах нынешнего Запорожья. Но происхождение этой фигуры до сих вызывает споры у историков. Нет единого мнения, кем был оставлен орел - хозарами или болгарами.
«Более того, по всей вероятности, орёл из этого клада представлял собой военный трофей, возможно, византийского происхождения. Что может, в таком случае, эта фигура значить для Запорожья? Произведение искусства чужого народа? Восхваление забытой победы одного чужого народа над другим? К тому же здесь возникает другая геральдическая последовательность, которую, как можно понять, автор проекта пытался избежать – двуглавый орёл Российской Империи напрямую происходит от орла Империи Византийской, что позволит провести аналогию и с предлагаемым проектом – византийский орёл в проекте, как предтеча русского имперского орла», - считает председатель Геральдической комиссии.
Ружья в гербе Запорожья, ныне трактуемые как казацкие, автор проекта предлагает заменить двумя мечами. Подобная модификация уже предлагалась для символики нашего города в 1862 году и была отвергнута. В предлагаемом гербе они определяются как «мечи Святослава» и являются второстепенным элементом. «Вершину" занимает орел, и оружие трактуется как сила народа, к которому он принадлежит.
Еще одна составляющая - дуб, который является визитной карточкой города. По мнению Дмитрия Бойко, автор смешивает символику с геральдикой. Кроме того, изображение имеет резкий контраст с реальностью.
Под дубом размещена надпись, хотя в геральдике не принято включать в гербовый щит буквенные изображения. Угловатый шрифт, которым она выполнена - это древнегерманские руны. Трактовать надпись можно по-разному. Во-первых, эти две руны широко использовались в символике нацисткой Германии. Если же шрифт - вольность художника, то это надпись означает языческого бога Хорса. Существует теория, что от имени этого языческого бога происходит название острова Хортица. Но это мнение - одно из многих и не подтверждено.
Ныне существующий герб Запорожья создан в 2003 году. Он основывается на первом городском гербе, принятым с 1811 года и использовавшемся до 1918 года (хотя формальной его отмены не последовало и позднее).
«Герб Запорожья 2003 года был разработан при участии Института истории Национальной Академии Наук Украины. Он в точности соответствует всем правилам геральдики и не противоречит ни истории города, ни её трактовке. Вероятно, если бы вновь представленный проект заслуживал внимание, он исходил бы из этого же источника, а не из общественной организации со схожим названием Украинская академия наук, что, возможно, кое-кого и вводит в заблуждение относительно научного уровня разрабатываемых членами этой общественной организации проектов. Представленный проект являет собой безграмотное творение, как с геральдической, так и исторической, так и просто логической точки зрения. Его появление возможно только в ситуации политической нестабильности, когда взамен доводом науки и рассудка приводятся аргументы революционной необходимости по принципу разрушим всё старое до основания», - считает председатель Геральдической комиссии.