Экономическая война против «Градов». Кто кого?

 В начале ноября правительство сбросило с себя неуместную стыдливость и официально призналось украинцам: экономическая блокада оккупированных территорий началась.

Мы говорим «призналось», потому что фактически денежные выплаты в Донецке и Луганске прекратились месяца три назад. И пока люди осваивали пенсионный туризм и привыкали жить без наличных денег и без зарплат, все, кто остался по эту сторону баррикад,  равнодушно взирали на происходящее. Однако как только Арсений Яценюк произнес свою знаменитую речь об отказе финансировать Донбасс, делать вид, что ничего не происходит, стало трудно. И вот когда каждый из нас стал определяться с тем, как же относиться к решению правительства, оказалось, что «водораздел» Украины происходит вовсе даже не по Днепру.

Самыми ярыми сторонниками экономической блокады оказались, как не странно, именно переселенцы из Донбасса. Известные донецкие блогеры, общественные активисты из Комитета по делам переселенцев Донбасса, образованного недавно в Киеве, все как один утверждают: государство не должно обеспечивать оккупированные территории ничем. Они категоричны: захотели независимости – испейте чашу до дна. У нас солидарная пенсионная система, говорят они. Тот, кто работает, оплачивает пенсию тем, кто не работает. Вот пусть работающие граждане ДНР и платят вам пенсии. Причем здесь Украина? Вы голосовали за ЛНР/ДНР. Обращайтесь за пенсиями к ним.

Такая позиция нашла немалую поддержку в обществе вне зависимости от региона проживания. Но так же, независимо от «водораздела»,  нашлись и противники идеи экономической блокады. Причем и те, и другие в своей аргументации апеллируют к справедливости. Но почему-то оказалось, что…

 …«справедливость» - понятие относительное

«Решение перестать финансировать оккупированные районы Донбасса абсолютно правильное, – считает харьковский политолог Александр Романюк. – Большинство денег, выделяемых Украиной, шли прямиком к террористам, а не населению. Теперь это должна быть проблема террористов: захватили? – обеспечьте! Там уже начались голодные бунты тех же людей, которые ходили на все эти псевдо-референдумы и прочее. Такой шаг правительства ощутимо ослабит террористов во всех аспектах», - говорят сторонники решений Кабмина. Они считают несправедливым, что люди, которые платят налоги, должны оплачивать пенсии кучке идиотов, гоняющихся за призраком фашизма и разрушающих страну.

Но есть и другое мнение. Народный депутат, экс-губернатор Донетчины Сергей Тарута убежден, что решение об экономической блокаде неправильное.  «Неправильное, негуманное, неконституционное, я всегда был против этого и считаю, что там (в оккупированном Донбассе – прим.авт.) живут жители Украины, у них украинский паспорт. И украинская власть должна делать все возможное для того, чтобы эти жители как можно меньше страдали. Мы не смогли их защитить физически, и там на сегодняшний день боевики контролируют эту ситуацию. Значит, мы должны помогать им всем, чем можем».

Сергей Якубовский, доктор экономических наук, заведующий кафедрой мирового хозяйства и международных экономических отношений Одесского национального университета им. И.И. Мечникова уверен, что если бы речь шла о прекращении финансирования только государственных структур – администраций разных уровней, тогда да, это делать можно. «Но если власти отказываются выплачивать пособия, пенсии, помощь на детей, то это грубейшее нарушение Конституции. Люди, проживающие в Донецкой и Луганской областях, являются такими же гражданами Украины, как и львовяне или одесситы. Такое решение может только усугубить конфликт. Я знаю, что уже есть несколько обращений в суд.

К сожалению, приходится констатировать, что наши премьер-министр и президент не являются независимыми, а действуют в угоду крупному бизнесу. Крупным предприятиям выгодно, чтобы продолжалась девальвация, они получают огромную прибыль от экспорта в нынешних условиях. Крупный бизнес делает все, чтобы война продолжалась, при этом власти подставляют ни в чем неповинных людей, лишая их выплат. Это против Украины, и двух мнений тут быть не может. Такое решение может только усугубить проблему на Донбассе».

Не имеют двух мнений и те, кто сегодня остается заложником террористов. Патриоты Украины, проживающие под «ДНР/ЛНР», считают, что Украина предала их, бросила и обрекла на голод. Не менее категоричны и те, кто по-прежнему верит в ДНРовскую утопию. Они считают, что Украина решила их просто уничтожить по принципу: нет человека – нет проблемы. То есть, если раньше эти политические антагонисты не имели никаких точек соприкосновения, то после начала экономической блокады они объединились на почве обиды на свою страну.

Вряд ли это можно считать успехом внутренней политики Украины.

Не менее провальной стала и сама процедура «перемещения» пенсионеров с оккупированных территорий. Государство пообещало своим гражданам: не хотите жить под ДНР/ЛНР – уезжайте, а мы вам поможем обустроиться где-то как-то и найти работу. Однако на практике оно не может не то что всех обустроить на украинской территории – оно даже перерегистрацию организовать не смогло. И сегодня люди проходят…

 …три круга ада в походе за пенсией

У социальных работников не оказалось кадрового ресурса и элементарно - помещений, чтобы принять всех нуждающихся быстро и комфортно. И даже временное усиление УТСЗНов прикомандированными госслужащими не решило проблему. Люди проходят три круга ада, чтобы сохранить свой украинский статус. В прямом смысле слова. На пути пенсионера к заслуженной пенсии  - три огромные очереди: в управление труда и соцзащиты, в пенсионный фонд и в банк.

В Мариуполе, например, в этих очередях стоит в среднем до тысячи человек ежедневно. Стоят на улице, потому что больше негде.

Очередь в киевском совбесе. Фото - Взгляд.

Иногда по нескольку дней! Аналогичная картина и в Киеве, Львове, Одессе. В Харькове – и того больше. Он сегодня лидирует по числу переселенцев. По данным на пятницу, в городе уже прошло перерегистрацию 118 тысяч человек.

И если учесть, что люди, которые стоят в этих бесконечных очередях, – в основном старики, то можете себе представить весь трагизм ситуации.

На фоне такой неорганизованности появились дельцы, которые наладили целый бизнес «на пенсиях». Как говорится, спрос рождает предложение.

Например, в Луганской области привозят пожилых людей, оформляют пенсии, карточку в банке и за 10-15% от пенсии предлагают старикам, забрав у них карточку, ежемесячно лично снимать деньги и привозить их на дом. Естественно, никто не может гарантировать, что карточки просто не отберут.

Делают бизнес и на оформлении мнимых договоров аренды жилья, без которых получить статус временного переселенца невозможно.  А еще за деньги можно ускорить  процесс получения справки УТСЗН, на основании которой управления пенсионного фонда начисляют и выплачивают пенсии людям.

Сегодня те, кто утверждает, что решение правительства – справедливое, в этих очередях наверняка не стояли, процесс не «ускоряли». И уж конечно, им не доводилось общаться с теми, кто, по определению Николая Козырева, главы Украинского Хельсинкского союза по правам человека, «не может  дойти от кровати до туалета», не то что куда-то выезжать. Что делать с такими людьми? По приблизительным  данным, на территории Донецкой и Луганской областей проживает около 200 тысяч инвалидов. Их что, «списать по графе «отходы социальной политики»? – интересуется Козырев.   

К сожалению, государство не отвечает господину Козыреву на поставленный вопрос, а потому очень сложно найти…

 …слово в защиту государства

Но мы попытаемся. Объективная ситуация такова: Украина оказалась не готова воевать с Россией. Войну с террористами мы бы наверняка выиграли уже к сентябрю-октябрю. Выиграть войну с Россией после того, как 24 августа она ввела свои регулярные части, Украина сейчас не может.

Да, за время «перемирия», как бы его кто не критиковал, мы смогли собраться силами, организовать линию обороны, заручиться финансовой поддержкой в Европе и Штатах. Наверное, мы даже могли бы сейчас начать атаковать оккупированные территории. Но надо понимать, что война в условиях городских кварталов – это уже не десятки – это сотни тысяч жертв, это полностью разрушенная инфраструктура. Это Сталинград! Десятки сталинградов по всему Донбассу.

Тоталитарная страна может позволить себе такие жертвы, заявив, что «бабы еще нарожают». Демократичная страна, для которой высшей ценностью является человеческая жизнь, такие жертвы позволить себе не может.

Что же остается делать демократичной стране с кучей долгов и открытыми границами?

Просто так смириться с тем, что у тебя оторвали территорию, нельзя. А значит, ответ напрашивается один – нужно объявлять экономическую войну. Несмотря на возгласы скептиков, заметим, что воевать гривной лучше, чем «Градами». Число жертв – несопоставимое.

Похоже, что Порошенко сделал ставку именно на такую войну, рассчитывая финансово достаточно быстро задушить террористов и вынудить их пойти на условия, диктуемые Украиной. И эту стратегию можно было бы назвать единственно правильной в сложившейся ситуации, если бы при этом правительство сумело вывести из-под удара беспомощных и одиноких.

Но оно не смогло.   

Лес рубят – щепки летят, говорит народная мудрость. Но дело в том, что люди – не щепки, их надо беречь. А потому, возможно, правительству стоит пересмотреть свое решение, отработать механизмы защиты инвалидов, беспомощных стариков, обеспечить выполнение конституционных прав своих граждан и только после этого начинать экономическую блокаду. Например, блокировать вывоз угля, металла, оборудования с оккупированных территорий. Блокировать финансовые потоки, которые питают террористов. Кажется, сделать все это еще не поздно.

Анна Романенко