Сюрприз для ветерана «Запорожстали». Женщина, пережившая блокаду Ленинграда, принимала в гостях коллег

Вернувшаяся после лечения в госпитале ветеранов войны 87-летняя Валентина Григорьевна Румянцева была очень удивлена, когда к ней в дверь позвонили и пришли поздравить с выздоровлением. Родственников в городе у женщины, проработавшей на «Запорожстали» 38 лет, давно нет, да и соседи не часто наведываются. Гостем оказался главный инженер комбината Владимир Буряк, захвативший с собой и бывших коллег ветерана. По такому случаю ветеран труда даже надела праздничный пиджак с государственными наградами.

Ее судьба – история страны

Судьба Валентины Григорьевны достойна того, чтобы о ней писали книги – по которым молодежь могла бы изучать историю. Родилась в Ленинграде в семье служащего и рабочей фабрики. Когда началась война, Валентине было 13 лет. Отец сразу же ушел на фронт и больше не вернулся. Сестру отправили в эвакуацию, а Валю не удалось: когда она пришла в школу – место сбора – то их распустили.

Летом 1941-го с друзьями бегали по крышам – тушили зажигательные бомбы. Пытались выискивать диверсантов. Зимой, когда паек сократили до 125 граммов, выживали, в основном, за счет соседа по коммунальной квартире – рабочего местного завода.

- Однажды, когда мама уже несколько дней не вставала с постели, сосед пригласил в гости. Там угостил хлебом, - вспоминает Валентина Григорьевна. – Я попросила немного для мамы. Когда вернулась в свою комнату – мама не двигалась. Решив, что та спит – села подождать пока проснется. И незаметно съела хлеб. Но когда сосед зашел в комнату – посмотрел на мать и сказал, что она умерла. Меня забрали в приют. Думала, что там бы моя жизнь и закончилась: холод, голод и вши. Однажды навестил сосед: увидел, в каком я состоянии, и забрал с собой на завод.

На заводе, выпускавшем торпеды, Валентина вытачивала болты и гайки, нарезала резьбу, а также изготавливала другие детали по чертежам. Выжить помогли паек в 250 грамм и брюква, которой их подкармливали. Зачастую спала прямо в одежде на полу у станка – после 12-часовой смены.

После снятия блокады была направлена в училище. По окончании обязали вернуться на тот же завод. Там познакомилась с офицером-подводником. Вскоре и поженились. И тут произошло несчастье: после серьезной аварии муж получил облучение. Здоровье постоянно ухудшалось. Врачи тогда не имели право написать в диагнозе «облучение», поэтому поставили «туберкулез».

От крановщины – до мастера, предцехкомаи депутата горсовета

- Мужа направили на завод в Токмак – представлять военную приемку. Вместе с ним переехала и я. Получили квартиру, но прожили всего год – 28-летний муж умер. Соседи и знакомые были уверены, что из-за туберкулеза. Мне четко сказали: тебе здесь не жить – ты тоже туберкулезница. И тогда директор завода добился обмена квартиры на Запорожье. Я поступила на «Запорожсталь» - крановщицей в цех подготовки производства.

В то время подвоз грузов осуществлялся еще лошадьми. Погрузочно-разгрузочные работы – вручную. Валентина Григорьевна внесла немало предложений, как облегчить труд рабочих, сделать его более продуктивным. Старалась помогать коллегам. Нередко приходилось работать по две смены. Ее заметили – в том числе и за умение грамотно и убедительно говорить: далось ленинградское происхождение. Избрали в профком (неосвобожденной). Неоднократно предлагали продвижение, но мешало отсутствие образования (4 класса). Направили в школу мастеров. После окончания работала мастером в том же цехе – до самой пенсии.

Вторым мужем стал товарищ еще по работе на ленинградском заводе. Он разыскал Валентину и также устроился на «Запорожсталь». Поженились, родилась дочь. Получили от завода квартиру. В середине 80-х муж загорелся желанием приобрести автомобиль. Устроился работать в Нижневартовске – где и погиб. Хоронить летала легко одетая – в 42-градусный мороз. Если бы летчики не помогли с одеждой – думает, что не вернулась бы назад.

На заводе работала до 2000 года. За это время избиралась депутатом горсовета. После выхода на пенсии. Неоднократно предлагали заняться ветеранской работой. Но первая группа инвалидности не позволила. Сегодня живет одна, дочь с внучкой в Санкт-Петербурге. Уже второй год не видятся. Поэтому встреча с Владимиром Буряком и бывшими коллегами была для Валентины Григорьевны действительно приятной.

- «Запорожсталь» меня вырастила, воспитала, дала цель, которую я пронесла за всю свою рабочую жизнь. Хочу обратиться к молодежи, чтобы они любили завод, берегли его, с радостью шли на работу и возвращались домой. Чтобы ответственно относились к своему городу – а для этого пошли на выборы и отдали голоса хорошему человеку, - рассказала она гостям. – Я не чувствую себя заброшенной и забытой. Владимир Буряк является действительно защитником для нас, пенсионеров. Он нас любит, посещает – это для нас очень важно. Желаю ему успехов в этой большой и очень трудной работе.

Владимир Буряк рассказал Валентине Григорьевне о том, что сегодня происходит на комбинате, о той работе, которая ведется по защите ветеранов, по решению проблем молодежи и других социальных программах. Пожелал здоровья и долгих лет жизни. И пообещал обязательно навестить еще не раз.

- Мы никогда не вправе забывать таких людей, которые отдали заводу и городу свою жизнь и здоровье. Спасибо им за то, что остаются с нами, заряжают своей энергией, делятся жизненным опытом, учат мудрости, любви и патриотизму. Они сумели понять что-то очень важное, которое нынешнему поколению не всегда доступно. Наши ветераны – как свет, который способен вывести на нужный путь из трудной ситуации. Было бы побольше таких людей – у нас была бы замечательная страна. Желаю им мира, добра и благополучия. И жить как можно дольше. А мы со своей стороны сделаем все, чтобы это так и было, - сказал Владимир Буряк.

Політична реклама
17:00, Сьогодні