«Плюшки» для студентов-аграриев, двойные дипломы и автономия - реформа образования в вопросах и ответах

Второй год подряд в Украине проходит реформа образования. На первом этапе — реформирование среднего образования — все силы и европейский опыт были направлены на качественную подготовку школьников, перед поступлением в вузы. 2018 год должен стать годом высшего образования.

В Министерстве образования и науки Украины говорят: с 1 сентября 2018 года будет запущена вторая попытка (в этом столетии) реанимировать систему образования. Что такое реформа высшего образования и какие изменения ждут абитуриентов?

Найти ответы на самые часто задаваемые вопросы 061 помог заместитель министра образования и науки Юрий Рашкевич.

11 или 12: сколько лет нужно учиться?

На самом деле образовательная программа на 11 лет особо не отличается от программы на 12 лет. Примерно половина стран Европы имеют длительность среднего образования 12 лет, примерно столько же - 13 лет, еще 2 страны -14 лет среднего образования, но ни одна страна не имеет 11 лет. Поэтому и возникают проблемы и с признанием дипломов (в некоторых странах для того, чтобы стать магистром, необходимо учиться дольше), и с дальнейшей профессиональной деятельностью выпускников.

В МОН приводят пример, что северно-американская система образования предусматривает, что на магистратуру приходят не ранее 27 лет. Такие абитуриенты четко знают, чего хотят - получают образование не для галочки, а для повышения квалификации.

Министр образования и науки Украины объявила, что 2018 и 2019 должны стать годами реформы в высшем образовании.

«Плюшки» для студентов-аграриев, двойные дипломы и автономия - реформа образования в вопросах и ответах, фото-1

Основные приоритеты реформы образования:

- качество образования;

- интернационализация;

- развитие системы обучения.

В МОН отмечают, что от качества образования зависит, «выживет» ли система образования в целом. С целью повышения качества создано и готовится к запуску Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО), разработаны национальные стандарты образования. Сегодня из-за того, что стандарты не утверждены, стандартов не могут работать сотни университетов. Как только заработает Национальное агентство, стандарты будут утверждены.

Сегодня особое внимание уделяется вопросу развития международных связей, а также переходу на общие или двойные дипломы.

Двойной диплом - это когда студент, который учится по такой программе, которую согласовали два университета. Этот человек получает два диплома от обоих университетов.

Программа предусматривает, что студент учится, например, два семестра в Украине, а на один - едет в Германию.

Общий диплом - это когда собирается консорциум университетов и делают вместе одну программу. Тогда они на эту программу выдают один диплом, подписанный пятью ректорами. Как правило, сейчас такие дипломы делают под эгидой "Erasmus+" на софинансировании: ведущие европейские университеты разрабатывают такие программы, после чего "Erasmus+" дает деньги на всемирный конкурс (150 стран). Те, кто прошли конкурс, учатся не в Украине, а в университетах этой программы - в двух, трех, пяти.

Что касается развития системы обучения в целом, то, по словам, Рашкевича, каждый человек в среднем за период профессиональной деятельности может менять направления 3-4 раза. Поэтому важно, чтобы человек, который проучился несколько лет в университете, а затем ушел работать по специальности, мог вернуться, доучиться и получить диплом.

«Плюшки» для студентов-аграриев, двойные дипломы и автономия - реформа образования в вопросах и ответах, фото-2 «Плюшки» для студентов-аграриев, двойные дипломы и автономия - реформа образования в вопросах и ответах, фото-3

Во сколько вузов абитуриенты могут подавать заявления?

В 2018 году к оличество заявлений уменьшено с 9 до 7, а подавать их можно будет не более чем на 4 специальности. Подача заявлений на контракт не ограничивается.

Какие привилегии есть у абитуриентов из сельской местности?

В условиях приема на 2018 год есть коэффициенты - региональный, сельский, отраслевой. Их величины немного изменились. К примеру, региональный коэффициент для вузов Киева равен 1, для вузов в Донецкой, Житомирской, Кировоградской, Луганской, Николаевской, Сумской, Херсонской, Хмельницкой, Черниговской областей, перемещенных заведений высшего образования — 1,04, для остальных — 1,02. Сельский коэффициент увеличен для поступающих на аграрные специальности - 1,05. На другие специальности этот же коэффициент — 1,02.

«Повышенным» коэффициентом могут воспользоваться абитуриенты из сельской местности. В Министерстве отмечают, что уровень среднего образования в селе ниже и ребенок недостаточно конкурентный. Стимулировать важные для государства специальности, в частности, аграрные — решили с помощью коэффициентов.

В МОН говорят, если не «поощрять», то появятся так называемые «депрессивные» регионы, в которых не будет молодежи.

Какие экзамены нужно сдавать абитуриентам?

Первый предмет - украинский язык и литература (фиксированный), второй - профильный (фиксированный), третий - на выбор из двух предметов, которые закреплены за каждой отдельной специальностью (альтернативный).

Кто может поступать в вуз без сдачи ВНО?

Выпускники школ, расположенных на временно оккупированных территориях.

Университетская автономность: что это?

Каждый вуз должен иметь академическую, организационную, а также финансовую и имущественную автономию.

Академическая автономия — это когда вуз может самостоятельно определять содержательную базу образования (Программу, технологию, практику). Большинство вузов сейчас на 100% академически автономны.

Организационная автономия — это когда вузы могут самостоятельно определять собственную внутреннюю структуру (открывать кафедры, центры и т.д.). Тут тоже показатель автономности в стране достаточно высок.

А вот автономия финансовая и имущественная сегодня «хромают». Эти вопросы требуют внесения большого количества изменений в множество законопроектов, бюджетный и налоговый кодексы.

В МОН говорят: деньги университета состоят из двух частей: бюджет и собственный доход (спецденьги). Есть достаточно много вузов, спецфонд которых исчисляется сотнями миллионов, но университет - это бюджетная организация и потому все средства объединяются в единый бюджет, распределять который нужно по согласованию с казначейством и через тендеры.

Для того, чтобы была финансовая автономия, необходимо изменить экономические отношения и позволить университетам направлять деньги, полученные в качестве собственного дохода, на развитие.

Сегодня существует миф, что быть вечным студентом или заканчивать школу в 18 лет не правильно, но европейский говорит об обратном: хочешь развиваться - учись, не оглядываясь на возраст.

Читайте также: Съедобное или несъедобное: что изменит реформа в сфере пищевой промышленности, - ОТВЕТЫ

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію

Коментарі

Хочете додати 061.ua на головний екран і бути в курсі новин?