Сергей Сидоров: “Оппоблоковская команда ни с кем не хочет делиться кармой добрых дел”
В ноябре исполняется год с тех пор, как Запорожье получило нового мэра и новый депутатский корпус. В связи с этим 061 запускает спецпроект: на протяжении месяца мы опубликуем серию материалов - интервью, опросы и аналитические статьи о том, как проявила себя за этот год новая запорожская власть и что нам всем ждать от нее дальше. Именно об этом - наш разговор с одним из самых известных журналистов Запорожья, Сергеем Сидоровым. Его мнение, как и любое другое, субъективно, но тем не менее, интересно.
ДОСЬЕ: Сергею Сидорову, 33 года. В журналистике работает с 2008 года. Специализация - политика, бюджет, тендеры, земля, должностные преступления и тяжбы органов власти. Работал в газете "Суббота плюс", на сайте "Наші Гроші. Запоріжжя". На данный момент - один из координаторов проекта "PROконтролюй". Женат, двое детей.
- Итак, какое у тебя общее впечатление от работы новой городской власти, по сравнению с предыдущей? Что было хорошего, что плохого за этот год?
- У власти - менеджеры, которые пришли в довольно токсичные условия. Туда, где административная и управленческая культура была разрушена. Это если говорить о качестве менеджеров среднего звена, то есть, чиновниках. Новой команде надо менять не только начальников департаментов, но и хотя бы замов начальников.
Но при этом им повезло - благодаря бюджетной реформе в этом году им достался намного бОльший бюджет развития. Все эти дороги, площадки, реконструкции, масштабные стройки - они идут потому, что центральная власть позволила местной оставлять на это больше денег.
- Они максимально воспользовались этой удачей?
- Нет. Опять же, потому, что люди, которые отвечают за проектные работы, за технадзор, были к этому не готовы. Недавно на одном из совещаний Вячеслав Близнюк, новоназначенный запорожсталевский руководитель УКСа (КП “Управление капитального строительства”, - прим. 061), говорил, что он наполовину обновил состав своей структуры. Проектная документация, которая досталась ему от “попередников”, устарела и посчитана по старым ценам, и они сейчас делают, что могут, исходя из их ресурса. Деньги у них есть, но реально не хватает менеджеров, чтобы этими деньгами пользоваться.
Подряды по сферам культуры, медицины и образования хуже управляются, чем подряды по благоустройству и жилому фонду. Есть проблемы с подрядчиками - не все строительные фирмы готовы работать в адекватном темпе.
- А депутатский корпус как работал этот год, по сравнению с прошлым?
- Депутаты у нас в этом созыве, я считаю, реально молодцы. Они намного больше, чем прошлые, заморачиваются и выдвигают свои проекты на сессию. Предыдущая и позапрошлая каденция - это был “одобрямс” того, что предложат чиновники мэрии. Какой-нибудь начальник или замначальника управления приходил на комиссию к депутатам, ему там подмахивали очередной проект решения, кто-нибудь для проформы задавал пару вопросов и решение шло на сессию, где его уже принимали без разговоров. Сейчас такого намного меньше, депутаты критически осмысляют, что им приносят, и предлагают свои проекты.
- Можешь назвать какое-нибудь самое позитивное решение, которое таким образом было подано и принято?
- (задумался) Это сложный вопрос, на самом деле. Например, те позитивные решения, которые сейчас висят в проектах и вынесены на будущую сессию, еще не приняты, и вряд ли будут приняты.
- Например?
- Например, положение по наблюдательным советам на коммунальных предприятиях. Его внес Константинов из БПП, но “Оппозиционный блок” его не примет, к сожалению. Потому что набсоветы, в той форме, какой они прописаны в проекте решения, будут означать паритетный контроль над коммунальными предприятиями. Если сейчас к КП есть “ключи” только у директора, профильного зама и мэра, то так бы доступ к КП был бы еще у набсовета, который будет комплектоваться по “поданню” из депутатов от всех фракций, входящих в горсовет. И полномочия у этих наблюдательных советов были бы довольно мощные.
Просто чтобы было понятно - в июне были приняты правки в Хозяйственный кодекс которые сделали возможным существование этих советов. Норма там не обязывающая, а только допускающая их существование.
Думаю, этот проект будет еще долго болтаться на сайте мэрии.
Если говорить о проектах решений вообще, то заморачиваются ими больше представители демократического меньшинства, и это радует. Без популизма конечно не обходится, но бывают и умные, полезные вещи.
- Большинство из этих проектов все равно ведь не проходят.
- Да, есть такой печальный момент. Но надо понимать, что в горсовете идет борьба за политические дивиденды. Как например получилось с проектом решения по счетчикам газа (речь идет о том, чтобы запретить “Запорожгазу” устанавливать общедомовые счетчики, - прим. 061). Сначала проект решения вынес “Укроп”. За пару дней до сессии “Оппоблок” посчитал, что они тоже должны что-нибудь такое заявить, чтобы не только “Укропу” достались лавры защитников населения от злого облгаза. В итоге написали и те, и те, сложили оба проекта в один и приняли в конце сессионного дня. Оппоблоковская команда ни с кем не хочет делиться “кармой” добрых дел.
- Большинство, как таковое, в горсовете вообще есть? Я слышала, что у “Нашего края” и “Новой политики” уже начались разногласия с “Оппоблоком”.
- Ну как тебе сказать. Бывают у них всякие высказывания недовольства. Но это происходит уже полгода. Если так смотреть, то “Наш край” на областном уровне финансируется товарищем Пономаревым (Александр Пономарев, нардеп фракции "Воля народа", - прим. 061). Но при этом Кальцев сидит на крючке у Ахметова из-за своих кредитов в ПУМБе (подробнее об этом ТУТ, - прим. 061) и земельных участков, по которым власть может начать претензионную работу - а как исполняются инвест.обязательства? Что касается “Новой политики”, то не знаю, что Шурма может сделать
Богуслаеву, чтобы он перестал дружить с “Оппоблоком”. Разве что совсем отодвинуть Алексея Бородая, назначенного заместителем мэра по квоте “Мотор Сичи”, от вверенной ему сферы ЖКХ. То есть вроде как и есть некие предпосылки для развала большинства, но при этом, есть крючки, из-за которых все держится.
- А какие у тебя ощущения от того, как ведет себя мэр?
- У нас мэр очень импозантный мужик, не лишенный обаяния, харизмы и чувства юмора. Он замечательно ведет сессии, очень душевно разряжает атмосферу своими простыми шуточками. Но на этом все.
- А работает он как?
- А работают заместители и начальники КП. А мэр у нас не работает, он руководит и воплощает собой символ всего хорошего, что происходит в Запорожье благодаря новой команде.
- То есть, ты считаешь, что у него нет твердой руки?
- А зачем ему твердая рука? Твердая рука есть на “Запорожстали”, куда его замы ездят отчитываться. Руководство мэрии находится, по сути, там.
- То есть, когда, например, мэр устраивает “нагоняй” подрядчику за то, что тот не справляется с реконструкцией проспекта Маяковского - это игра на публику, чтобы создать видимость “твердой руки”?
- Нагоняй он им устраивает вполне обоснованно. Но это было сделано потому, что профильный зам Волобуев или бессменный помощник Грищенко были на месте, оценили ситуацию, и решили, что подрядчик завалил график. Мэру по дороге от горсовета до Маяковского поясняют политику партии и он таким образом узнает, кому надо устраивать нагоняй.
- Но со стороны это выглядит как решительные действия мэра-хозяйственника, который может устроить взбучку любому, кто ослушается. Син например такого не делал. По крайней мере, не разрывал вот так договора с подрядчиками.
- Так Буряк и не разрывал договор с подрядчиком. Нагоняи можно делать хоть пять раз в неделю, но договор расторгается через суд. А если сравнивать Сина и Буряка, то таки да, это небо и земля. На Ченсановича подчиненные могли забить. Я имею в виду руководителей разных управлений и департаментов. Чиновник мог на каком-то совещании взять под козырек, а делать другое. С Буряком такое невозможно. То есть, иерархия сейчас в городской власти есть, вертикаль есть, в отличие от того, чтобы было при Сине. Команда мэра всех построила, как надо.
- А если говорить о коррупции? Я так понимаю, стало меньше скандалов, связанных с тем, что фирмы депутатов и чиновников получают подряды от города и коммунальных предприятий? По крайней мере, пока я слышала только о двух таких скандалах - с Трюхан и Афанасьевым.
- Это были даже не скандалы, а просто информация о том, что фирмы, с ними связанные, получили подряды. Как тебе сказать, прошел только год. Во-первых, коррупционную маржу, которая была заложена в уже разработанных проектах, съела инфляция. Если проект рисовали в начале 2014-го года, то потом гривна упала, и те “лишние” 10-15%, которые были заложены в смете, исчезли.
Во-вторых, новая власть начала активно заключать договора с подрядчиками в марте-апреле. Люди только начали получать авансы, в конце года начнут закрываться акты. И вот тогда можно будет анализировать, где что не доделано, и где какое качество работ. Тогда можно будет говорить о коррупции на подрядных работах.
Если говорить о земле, из того, что я слышу от разных людей, по земле сейчас все более-менее спокойно. С другой стороны, у нас в городе особо и земли не осталось, вся уже украдена предыдущими коррупционерами. На взятках милиция и СБУ никого не задерживали - а ведь там сейчас с большим интересом примут человека, который придет жаловаться на вымогательство в мэрии.
Так что обвинять Буряка и его компанию в коррупции пока преждевременно. Для того, чтобы были поводы, нужно подождать еще хотя бы полгода, до весны.
- Давай пройдемся по фракциям горсовета. Какое лицо у каждой из них, и чем они занимались весь этот год.
- Могу сказать, что “Наш край” - это самая незаметная фракция. В “Новой политике” есть парочка депутатов, которые довольно активно выступают на комиссиях и на сессии. У людей есть интерес вникать в городское управление. Про “Оппозиционный блок” все вроде более-менее сказано. Отношение к “Укропу” - двоякое. На комиссиях они во многом умницы и нормально работают, но потом в Фейсбуке и на сессии горсовета у некоторых товарищей включается режим агрессивного неадеквата. Не знаю, может им какую-то инъекцию делают, но что-то с ними происходит не то. Хотя вроде неплохие умные люди.
- А если говорить об остальных - “Самопомощи”, “Батькивщине” и БПП?
- Демократическое меньшинство у нас и правда хорошее, они пытаются понять, что творится с “запущенными точками” городского хозяйства. Прит (Виктор Прит, депутат от “Самопомощи”, - прим. 061) например сейчас добросовестно вникает, что творится на городских ЦОСах с их иловыми полями. Батькивщина и Самопомощь пытаются разобраться с детским питанием. Идет урегулирование ситуации с МАФами. Я вижу, что качество депутатов растет и стало намного лучше, чем было в прошлом созыве.
- Еще хотела поговорить об общественниках. Во времена Сина их было как-то много, и все ругали власть. А сейчас все поутихли. Куда они делись? Или их новая власть устраивает?
- Часть их них сконцентрировались на ОГА и на Брыле, которого они не любят. На то, чтобы не любить Буряка, у них не хватает времени и сил. Поначалу многие повходили в общественный совет при исполкоме, но буквально за полгода оттуда утекло уже процентов 30.
- Почему?
- Люди поняли, что это отчасти говорильня “за жизнь”. Есть комитет по ЖКХ, комитет по культуре и комитет по экологии, они более-менее живые. Все остальные скорее мертвы. Многие приходили за своими интересами, а потом поняли, что это не то место, где их можно пролоббировать. Это естественный процесс.
- Согорин (депутат от БПП - прим. 061) недавно в своем Фейсбуке написал, что многие городские депутаты собрались в Верховную Раду. Ты что-то об этом слышал?
- Из того, что я знаю, “Оппоблок” уже и по городу и по области провел предварительный “кастинг” своих кандидатов в Верховную раду. У них уже расписано, кто по какому округу пойдет. У других товарищей все это еще в процессе согласования, которое не всегда проходит гладко. По моей информации, именно поэтому из “Укропа” изгнали Дмитрия Серого. Вроде как у него с руководством УКРОПа не сложилось с разделом округов на будущих выборах. По крайней мере, мне такую причину называли. А вообще - да, все живут под знаком того, что в любой момент могут назначить парламентские выборы. А штабы и политтехнологи эту тему педалят, потому что во вневыборное время заработки всех этих товарищей падают до неприличия. Но я лично не очень верю в досрочные выборы.
- Какой у тебя прогноз на будущее по городской власти? Чего нам ждать?
- На повестке дня возможна конфронтация с губернатором. Сейчас у Брыля идет противостояние на уровне областного совета, где большинство - от “Оппоблока”. Если товарищ Брыль захочет открыть дополнительный фронт на городском уровне, будет весело. Но без него на уровне города будет все спокойно - “Оппоблок” под себя все уже настроил. Они не настроены делиться властью и достигать паритета. Новая команда не дает никому рычагов контроля себя. Что, в принципе, естественно, но не очень приятно.
- Александр Рощин мне в интервью говорил, что команда Ахметова зашла в наш город теперь навсегда, и выгнать ее будет практически невозможно.
- Да. Есть партия с мощной инфраструктурой, у нее есть спонсоры-миллиардеры, у них есть громадный актив в Запорожье, они могут себе позволить вбрасывать больше всех средств в свое продвижение. Так что да, никуда мы от них не денемся еще лет 10 точно.
Беседовала Татьяна Гонченко