Анатолий Сидоренко: "На "скорую" нам давали по одному колесу. А у машины ведь четыре колеса, у некоторых даже шесть"
Глава профсоюза сотрудников скорой помощи Запорожья Анатолий Сидоренко рассказал 061 об эпидемии гриппа, комплектации "скорых" и курьезных вызовах
О вызовах сегодня
"В связи с гриппом и ОРВИ, сейчас по скорой помощи проходит очень много вызовов. Именнно такой нагрузки на нас не было уже лет десять. В данный момент, в сутки мы обслуживаем 1000-1500 вызовов. До эпидемии количество вызовов составляло 600-650. Причем, вызывают скорую даже тогда, когда она фактически не нужна. Например, "вот у меня температура, что вы мне посоветуете"? Для этого есть поликлиники, есть участковые врачи, есть неотложка. Ведь, мы не можем отказать и едем на любой вызов. А бывают же ситуации, где мы действительно очень нужны - поперхнулся, или ножевое ранение, например. Чтобы спасти человека нам нужно приехать быстро, но для этого нужно, чтоб были свободные бригады. А нам сейчас приходится обслуживать на 40% больше вызовов".
На какую бесплатную медицинскую помощь могут рассчитывать запорожцы?
"Сейчас обеспечение медикаментами у нас неплохое. Я вам даже больше скажу, у нас есть спецбригада "Кардиореанимация", которая обслуживает от начала до конца вызова с инфарктом миокарда. Одна ампула лекарства, которое есть на каждой подстанции скорой помощи города Запорожья, стоит 30 тысяч гривен. И если доктор видит, что есть показания, он вводит это лекарство пациенту, независимо от того, является ли больной директором завода, или обычным рабочим, или пенсионером. Полностью все, что у нас есть - капельницы (кристаллоидные, каллоидные растворы), обезболивающие, гормоны - все мы делаем бесплатно нашим пациентам".
О машинах скорой помощи
"С топливом проблем сегодня нет. У нас другая проблема - ремонт, запчасти и обновление автопарка. Для увеличения количества бригад нам не хватает машин. Но, главный врач нам пообещал, что подал в областной совет информацию с перечнем того, что нам необходимо. Мы ведь финансируемся с областного совета. Чтоб не получилось, как в прошлом году. Тогда нам дали, чуть ли, не по колесу на одну машину. А у машины ведь четыре колеса, у некоторых даже шесть. Сейчас, даже при нынешней реформе, нет никакой программы по закупке автомобилей для скорой. И еще при старой власти, какой бы плохой она не была, нам закупили "Пежо". Благодаря ним, мы сейчас более-менее как то успеваем на вызова. Пусть они закуплены в тридорога, но хоть что то в конечном итоге нам дали по областям".
О сложностях работы
"Для того, чтобы в сложных случаях спасти жизнь пациенту, необходимо правильно поставить предварительный диагноз, оказать первую помощь и быстро отвезти в нужную больницу. А у нас одной из проблем является то, что не все больницы хотят, или могут принять пациента. Все отказываются, говорят: это не наш. И мы с больным, часто бывает, вынуждены кататься по всему городу. Иногда даже человек умирает по пути в очередную больницу. Так не должно быть. Больницы должны принимать пациента, а потом уже принимать решение, какое лечение, какой врач необходим. И потом уже вызывать этих врачей из других больниц.
А сейчас, когда заболеваемость гриппом и ОРВИ в Запорожье увеличивалась, мы попросили у властей помочь с вакцинацией сотрудников "скорой". На что получили ответ: вам такое не предусмотрено, денег нет, ищите волонтеров или олигархов".
О медицинской реформе
"Министерство здравоохранения Украины в результате медицинской реформы предлагает формировать бригады скорой помощи из парамедиков. Не фельдшеров и врачей, а парамедиков - людей без соответствующего медицинского образования. К тому же, пани Супрун (Ульяна Супрун - и.о. Министра здавоохранения - прим. 061) хочет уменьшить количественный состав бригад - чтобы был один парамедик и один паратехник (водитель, прошедший спецкурсы). Мы же предлагали как минимум три человека - водитель (паратехник), врач и фельдшер (младшая медицинская сестра). Потому как, водитель - он не имеет права покидать автомобиль, в котором находятся спецпрепараты и техника. А к пациенту нужно подниматься иногда и с дефибрилятором. Нужно, чтобы кто-то обеспечивал венозный доступ, набирал лекарства, делал кардиограмму и прочее. Да и в целях безопасности, одному человеку подниматься в квартиру опасно. В Днепре случались инциденты, где нападали на медиков скорой.
Помимо количественного состава бригады скорой помощи, играет немаловажную роль и качественный состав. Т.е., парамедики не могут принимать решения, согласно той, или иной ситуации с пациентом. Они должны действовать по инструкции и оперативно доставлять больного в больницу. У нас такое, к сожалению невозможно. Да и сколько было случаев, когда наш врач или фельдшер принимал важное и правильное решение, устанавливал правильный предварительный диагноз, что позволяло спасти пациента. На сегодняшний день, 35-40% пациентов отказываются ехать в стационар из-за того, что нет денег на лечение. Они получают некоторую помощь от врачей скорой помощи и все. С паратехниками такого не будет. Тогда и смертность возрастет. Лично я вижу в линии нашего МОЗа - создание зеленого коридора для частной скорой помощи. Т.е., от государства бесплатную скорую помощь будут оказывать парамедики, а кто хочет, чтоб оказали помощь именно высококвалифицированные врачи - пожалуйста, вот вам врач. Но, за деньги".
О курьезных вызовах
"Курьезных случаев различного рода очень много, все и не припомнишь. Но, неоднократно были такие моменты, когда мы оказывали помощь пациентам, а они потом обвиняли нас в воровстве. Например, вытащили мы одного из сугроба, оказали первую помощь, отвезли в больницу. Затем, он приходит на подстанцию и требует, чтобы ему вернули 200 долларов и тысячу гривен, которые - он помнит - были в его кошельке. Как выяснилось, мужчина отдыхал в кафе, там ему что-то подлили и он оказался в сугробе. Значит, тех, с кем он пил и тех, кто ему что-то подлил, он не винит. Зато, винит врачей, которые спасли ему жизнь.
У меня был случай - во время новогодних праздников на меня нападали и даже гнались. Всякое было".