Юрий Сидоров: “Я в шоке, от того, какая наглая коррупция в Запорожье”
Юрию Сидорову 29. По образованию он экономический кибернетик, работал банкиром и госслужащим и даже не считает себя журналистом. Но его сайт “Наші гроші. Запоріжжя” стал настольной книгой для прокуроров и методичкой для городских СМИ. О том, почему он хочет стать депутатом, за счет чего существует его сайт и есть ли смысл вообще писать про коррупцию, Юрий рассказал 061.
“Я какое-то время работал в банке, год пробыл государственным служащим, у меня была должность с длинным названием “провідний спеціаліст відділу взаємодії з роботодавцями південного міжрайонного центру зайнятості”. В какой-то момент мне просто стало интересно мониторить государственные закупки. Я создал сайт, уже не помню, как он назывался, и начал его наполнять. Через какое-то время мне позвонил Олекса Шалайский, основатель сайта “Наші гроші” и предложил, а давай ты будешь делать “Наші гроші. Запоріжжя”. Было ощущение, будто мне предложили бесплатную франшизу Forbs! Это был 2013 год, скоро будет четыре года, как мой сайт существует”.
“Меня называют журналистом, но я им себя не считаю. Можно сказать, что я вынужденно этим занимаюсь, потому что это способ что-то изменить. Анализировать госзакупки мне помогло образование - я не боялся цифр. Начинал с того, что писал жалобы в различные органы власти о том, что они что-то нарушили. Сначала делал это на основе сообщений в СМИ, потом начал сам находить такие факты в реестрах. Переписывался с госфининспекцией и другими учреждениями. Иногда удавалось что-то изменить. Как минимум, в Энергодаре коммунальное предприятие не купило один автомобиль”.
“В 2013 году, когда я начал вести сайт, был самый пик коррупции, тогда было много всяких “зрад”. В 2014 году произошел резкий спад, писали о разной “попсе”, ничего резонансного не было. Думаю, это было потому, что все боялись люстрации, тюрьмы и новых правил игры. Но сейчас это возвращается. Уже никто не прикрывается, коррупция становится наглой и открытой, чиновники перестали бояться, потому что не видят, чтобы кого-то реально наказывали. Они видят, что опять можно все “порешать”, поэтому не придумывают каких-то хитрых схем”.
“Когда к власти в городе пришел “Оппоблок”, было такое мнение, что воровство им не нужно, а они хотят сделать из Запорожья “няшечку” и получить здесь влияние, какое у них было в Донецке. Я тоже в какой-то момент так думал, а теперь понимаю, как наивен я был. Сейчас мы видим, как фирмы, приближенные к запорожсталевцам, получают подряды. Часто подряды получают фирмы, приближенные к разным депутатам. Это не прямая коррупция, но политическая. Потому что когда фирма, приближенная к депутату, раньше нигде не фигурировала, а тут она получает миллионные подряды через ряд договоров - это вряд ли случайность. Я шокирован тем, что они даже не пытаются прикрываться и придумывать схемы, а делают это открыто. Либо они настолько наглые, либо они не понимают, что в наше время это очень просто отследить. Я уже молчу о том, как мэр своим распоряжением снизил порог закупок, которые должны проводиться через Prozorro. Теперь в случае “нагальной потреби”, можно что-либо купить без конкурса. Недавно таким образом на несколько миллионов был куплен спортинвентарь у фирмы родственника депутата от “Самопомощи”. Вот настолько срочно надо было купить мячи, что это сделали без конкурса у родственника депутата! И таких примеров множество”.
“Да, мой сайт читают в основном журналисты и прокуроры. Но это нормально. Я не представляю, чтобы обычному сотруднику офиса или заводчанину была интересна вся эта юридическая казуистика. У нас на сайте узкоспециализированные тексты для узкой целевой аудитории. У каждого СМИ своя ниша, и я не жду, что нас будет читать весь город. Такой задачи не стоит. Можно было бы подавать ту же информацию в эмоциональном стиле, мол “Доколе эта коррупция будет происходить?”. Но это бы нивелировало всю нашу работу. Мы даем факты, а не оценки, а нашей целевой аудитории это и нужно”.
“Журналисты не всегда пользуются теми материалами, которые мы публикуем, и это тоже нормально. Можно написать большое расследование о сложных коррупционных схемах, но это никто не перепечатает. А то же время недавно мы написали новость о пропаже наркотиков, которые были вещественными доказательствами, и это взяли все СМИ. И я понимаю, почему так. Потому что люди хотят читать простую информацию, которую легко понять и оценить. И это нормально”.
новый коллаж
“Во время Януковича на мои публикации вообще никак не реагировали. Если вдруг была реакция прокуратуры - это просто “вау”, что-то из ряда вон выходящее. А сейчас меня постоянно приглашают давать показания по нашим публикациям. Производства открывают десятками. Я так понимаю, что это началось с приходом нового облпрокурора Романова. Они подняли все публикации нашего сайта за последний год, причем производства открывают по всему подряд, даже по тем новостям, где мы не заявляли о коррупции, а просто о факте закупки. Теперь все это расследуют. Посмотрим, чем это все закончится”.
“Я не могу назвать каких-то крупных дел, которые возбудили по нашим публикациям. Обычно это злоупотребления мелких чиновников, более “крупную рыбу” не трогают. К примеру, мы писали о том, как работу выполняют коммунальщики, на этом активно пиарится губернатор и его замы. А потом вдруг подряд на те же работы отдают подрядчику и платят ему за это 4 миллиона. Это же просто наглость! Или например недавно и.о. директора Управления капитального строительства облгосадминистрации дал подряд на 12 миллионов своей жене. Но на такие наши публикации обычно правоохранители внимания не обращают”.
“Ну угрожали мне несколько раз закопать и осуществить еще некоторые действия надо мной, ну и что? Звонил мне представитель кавказской национальности, который эмоционально описывал, что он со мной сделает. Причем, звонил из-за какой-то мелочи, я уже даже не помню, из-за чего. Пару раз намекали на угрозы. Но я не придаю этому особого значения”.
“Я сейчас переосмысливаю свою деятельность. Если раньше я думал о том, что важно в первую очередь писать о коррупции, но сейчас понимаю, что я просто борюсь с последствиями. Первопричина происходящего другая - нехорошие люди во власти. Поэтому я понимаю, что акценты нужно смещать, делать больше упор на политическую деятельность. Не могу сказать, что я хочу прямо мечтаю стать депутатом, но других вариантов что-то менять просто не вижу”.
“Наші гроші. Запоріжжя” финансируется за счет грантов. Гранты есть не всегда, из четырех лет существования сайта год был без грантов, но проект все равно работал. Я в это время зарабатывал в других местах. Партия “Демальянс”, в которой я состою, финансируется за счет членских взносов. Не скрою, мы приходим к бизнесу, предлагаем платить деньги, если они поддерживают нашу деятельность. Финансировать партию таким образом тяжело. Поэтому денег у нас мало. И когда я вижу партии, которые оплачивают множество рекламных бордов, газет и рекламы в СМИ, и утверждают, что таким же образом собирают деньги - по опыту понимаю, что не все так просто и они лукавят”.
“Я осознаю, что без больших денег в политике сложно что-то сделать - как минимум, нужны средства на рекламу, чтобы о вас знали. Но я не люблю слово “невозможно”. Ну а как быть? Раз нет денег - это же не значит, что не нужно пытаться? Януковича тоже, казалось бы, невозможно было свергнуть. Но где сейчас Янукович? Я понимаю, что это игра в долгую. Если бы это была моя первоочередная цель, я бы подружился с более ресурсно обеспеченными партиями, но не хочу этого делать, потому что мне важно не только стать депутатом но и то, как им стать.
“У меня есть двухлетний сын и он на все спецавтомобили реагирует звуками “вау-вау”. В эту новогоднюю ночь мы вышли прогуляться, мимо проезжала патрульная полиция и остановилась возле нас. Ребенок начал проявлять интерес и кричать “вау-вау”. Патрульные включили песню “Джинг-беллз” и мигалки и устроили ему маленькое чудо. Сын был в восторге. Меня это очень растрогало. Вот такое государство я хочу и вот такой государственный сервис!
“Раньше я бы мог сказать, что в Запорожье - инертные люди, но сейчас это уже не так. Конечно, нельзя сказать, что все запорожцы прямо сидят и думают, как создать ОСМД, как посадить во дворе палисадник, как проконтролировать власть и.тд. Но зато создаются локальные узкоспециализированные организации, которые занимаются тем, что волнует их членов. Кто-то лоббирует развитие велосипедной инфраструктуры, кто-то создал маленький театр, кто-то помогает животным. Последнее время в Запорожье стало много таких активностей, которых раньше не было. Это хорошо, значит город развивается”.
Напоследок мы предложили Юрию назвать 5 способов, как обычный житель Запорожья может влиять на ситуацию в городе. Вот что он ответил.
1. Сейчас есть много возможностей отслеживать, какие ремонты должны выполняться в вашем доме или районе за бюджетные средства. Можно анализировать эту информацию и проверять качество работ. Если что-то очевидно не совпадает, писать жалобы.
2. Жаловаться нужно грамотно. Многие начинают писать жалобу сразу Президенту, НАБУ и СБУ, а потом удивляются, почему это не дает эффекта. Важно разобраться, кто отвечает за конкретную проблему, и писать жалобы, начиная с самого низшего уровня. Если там вопрос не решается, тогда жалоба направляется руководству, и далее по цепочке. Формулировать жалобы тоже важно правильно, со ссылками на нормативные акты и законы. Конечно, жалобами не всегда можно решить проблему, но успешные примеры тоже есть.
3. Пользоваться теми механизмами, которые уже существуют. Причем, в основном они были внедрены не благодаря власти, а вопреки. Например, писать петиции. Спорный вопрос, влияет ли это на что-нибудь, но, как минимум, это уже выражение позиции. Можно мониторить закупки через e-data. Я всегда провожу аналогию с комнатой, где включили свет и все тараканы разбежались. Они от этого никуда не исчезли, но их нужно переловить. Так и сейчас - все эти электронные сервисы вроде Prozorro, E-data, реестр деклараций, другие электронные реестры - это свет, включенный в комнате. Теперь задача - присмотреться, поймать каждого таракана и очистить от них комнату.
4. Если человек хочет изменить страну, надо начинать с себя. Все строится с мелочей: не переходить на красный свет, не бросать мусор на улицах, не давать мелкие взятки. Разница между этим и высшими чиновниками только в размере нарушений, а суть та же самая. Если мы готовы дать взятку в 100 гривен, почему мы считаем, что чиновник, который берет миллион, хуже нас? Как пел Скрябин в песне “Ти сам собі країна”.
5. Присоединяться к разным общественным инициативам. Один в поле не воин, поэтому вопросы нужно решать вместе. Это могут быть любые движения, которые отстаивают какие-нибудь отдельные вопросы, но если каждый займется тем, что его беспокоит, то в итоге изменится вся страна.
Записала Татьяна Гонченко, фото Славы Чиженка