
Эксперимент: один день в запорожских маршрутках
Многие запорожцы проводят в маршрутках от 30 минут до двух часов своей жизни ежедневно. Кто-то в них ссорится, кто-то находит любовь, студенты учат конспекты, пенсионеры жалуются на жизнь случайным попутчикам... Чего только не случается в общественном транспорте. Редактор 061 решила провести необычный эксперимент: целый день, с раннего утра и до позднего вечера поездить в самых разных запорожских маршрутках и описать то, что увидит, услышит и узнает. Она побывала практически во всех спальных районах города, пообщалась с водителями и потратила почти 100 гривен на проезд.
Четверг, 6 апреля, 5:20 утра. Выхожу на остановку "кинотеатр Космос" и оказываюсь далеко не первой, кто проснулся в такую рань. Несколько человек уже ожидает первого транспорта.

Маршрутки в Запорожье начинают ходить примерно с 5 утра. Предполагаю, что они должны быть полупустыми, но первой на остановку приходит 63А, она заполнена и сидячих мест уже почти нет. Через пару минут проезжает 76-я, в ней тоже все места уже заняты.

Для начала собираюсь съездить в Шевченковский район. Заводчане как раз съезжаются на смену. Тем временем, на 9-ю маршрутку, которая едет к "Мотор сичи" начинает выстраиваться очередь.
"Она со всеми в больнице попрощалась, забрала вещи и ушла. Мне кажется, если утонула, то дня через три всплывет", - слышу краем уха.
Кто утонул, узнать уже не успеваю - подъезжает моя маршрутка, но влезаю в нее уже стоя. К слову, 9-му маршруту осталось ездить недолго. В июне его ликвидируют за ненадобностью, оставив только 9А. На следующей же остановке - на Южном рынке - в маршрутку уже не влезают все желающие. На часах 5:35.

Большинство пассажиров выходит на проходных "Мотор Сичи". Последний покидает маршрутку возле "Амстора", и до конечной мы с водителем доезжаем только вдвоем. Пользуясь случаем, завожу разговор: "А что, правда, ваш маршрут скоро ездить не будет?". "Та нее, будет. Только 4 автобуса снимают, просто будем ездить по 9-А", - говорит. "Так эти 4 автобуса на маршрут 9-А добавят?", - спрашиваю. "Наверное, не может же быть, чтобы вообще убрали, людям же ездить надо, - говорит. - Я например собираюсь на 9А на работу перейти. Не увольняться же".
На конечной я оказываюсь уже в 5:55. Пересаживаюсь на 89 маршрутку, которая едет в порт. По дороге считаю пассажиров - за рейс в маршрутку сели 27 человек. Все выходят, не доезжая до конца.
"Девушка, вам куда?" - спрашивает водитель.
- На конечную.
- А где у меня конечная?
- Вам виднее, - отвечаю.
Останавливается в порту. "Ну вот конечная, - говорит". Я высаживаюсь, а маршрутка едет дальше уже без меня.
Решаю вернуться на проспект и сажусь в 76 маршрутку. Точнее, не сажусь, а становлюсь. Если быть точной - втискиваюсь. Не знаю, зачем столько людей в 7 утра едут в Осипенковский район, но маршрутка забита битком. к слову, недавно ее "подругу" - 77 маршрут ликвидировали, посчитали лишним.

Выхожу на Рустави. Здесь замечаю длинную очередь. Оказывается, стоят не за колбасой, а на маршрутку номер 66 - на Бабурку. На проивоположной стороне дороги уже целая толпа людей ждет 95-ю.


Становлюсь в очередь и через 15 минут оказываюсь на сидячем месте в забитой битком маршрутке.
Женщина заходит по удостоверению. За ней пытается пройти мужчина. "Нет, я в час пик двоих по льготному не беру только одного", - говорит водитель, тем самым нарушая закон. Напомним, что количество льготников в маршрутках - не ограничено, независимо от времени суток, погоды и настроения водителя.
"Ох уж эти женщины, не успеешь за ними", - вздыхает пассажир, прячет удостоверение и достает 4 гривны.
"Пяточки убирайте, дверь закрываю!" - кричит водитель, и утрамбованная под завязку маршрутка трогается, не останавливаясь на следующих остановках, т.к. больше желающие попросту не влезут.
"На "Супере" остановите" - кричит кто-то.
"Супер! Выходите!", - через минуту внемлет водитель.
"Бахчисарай!", - говорят потом.
По радио гнобят Александра Сина. Краем уха слышу только "напомним, перестав быть беспартийным, Син перешел в Партию регионов". Уж пять лет, как он туда вступил, и полтора года, как Ченсанович ушел с должности мэра, а его все никак не могут отпустить.
В 7:40 выхожу на Бабурке на остановке "Почта", пересаживаюсь в 49А и в 8:20 приезжаю на Бородинский рынок. Несколько дней назад я здесь уже была - поздно вечером снимала масштабный пожар, с которым несколько часов боролись коммунальщики. Кто-то поджег горы листьев и веток, которые на заброшенной территории складируют коммунальщики. Тогда в спешке и в темноте чуть не провалилась в открытый люк. Спустя два дня ситуация с люком не изменилась.

Место пожарища сейчас выглядит так

От одной из куч поднимается дымок - как бы опять не загорелась

Тем более, что гореть здесь есть чему. Пожар коммунальщиков так ничему и не научил - горы свежих веток валяются там же, справа от места, где два дня назад горело и полыхало.

На часах 8:30. Пора ехать дальше. На маршрутку номер 63 выстроилась очередь из желающих попасть на работу. Становлюсь вместе со всеми и захожу в маршрутку, очень скоро она забивается под завязку.

9:40. Моя следующая цель - Кичкас. Стою недалеко от Макдональдса и первый зазывала предлагает мне сесть в старенькую желтую маршрутку номер 54. Она наполовину пуста. Трогаемся, и уже через 10 минут маршрутку заполняет "аромат" заводов - он ощущается даже через закрытые окна.

Скоро в окнах появляются знаменитые бараки - деревянные двухэтажки, в которых каким-то образом до сих пор живут люди.
Буквально через 20 минут я оказываюсь в серце Кичкаса, на конечной 54-й маршрутки на ул. Павлокичкасской. Несмотря на то, что до центра всего лишь 20 минут на маршрутке, местные говорят "поеду в город", когда выезжают за пределы района.
Раз уж я тут, решаю прогуляться. Нравятся мне эти домики, хотя жить бы в них конечно не хотела бы.



За неимением ничего другого, местные жители стараются сами развлекать своих детей, как могут. В одном из дворов замечаю разукрашенный детский уголок. "Вы вот отсюда сфотографируйте", - подсказывает женщина, выглянувшая из окна. Оказывается, все это разрисовывала она.

Люди на Кичкасе обычно общительные, "чужих" замечают с первого взгляда. А уж когда у тебя на шее фотоаппарат, это вызывает интерес всех, будто они увидели инопланетянина.
"Что вы тут снимаете?", - интересуется женщина, вышедшая на улицу прямо в халате.
- Да вот, дома фотографирую. Отселять вас не собираются?
- Да я уже 20 лет переселения жду. Я сюда из центра переехала. С мужем квартиру разменяли. С тех пор и жду, когда меня переселят в новый дом. Все это время обещали. Но сейчас уже не переселения жду, а кладбища. Это молодые пусть ждут, может им повезет. У нас тут много молодых живет.

Несмотря на общую атмосферу упадка, гуляя по Кичкасу, постоянно натыкаешься на необычные вещи. Вот прямо над дверями подъезда кто-то нарисовал картину. Простенько, но душевно. А вот целый концептуальный арт-объект: чистая, практически сверкающая посудина на деревянной подставке.


Возле этого дома - настоящие катакомбы, но прямо рядом с ними кто-то на днях посадил тюльпаны, как бы намекая, что не все еще потеряно и здесь еще теплится жизнь

"Да ты не цветы фотографируй, а яму, - замечает меня местный пенсионер, - Вы журналисты все трусливые. От не нужно мне рассказывать, я смотрю телевизор и вижу, что трусливые. Против Буряка и слово боитесь сказать! Я знаю, что яму ты не покажешь, только цветы покажешь! Ну и что, что сайт, какая разница, журналисты трусливые и боятся правды! А знаешь, что это за яма такая? Это коммунальщики вырыли бомбоубежище. Вход в него - платный! И счетчик газа туда зарыли. Еще в январе закончили, а яма осталась. Я скоро на прием к Буряку пойду, я имею на это право!".
Желаю удачи пенсионеру и прощаюсь с ним, решая прогуляться по другим дворам. Кто-то уже не ждет переселения, а решил привести в порядок свое жилье уже сейчас. Правда, теперь оно очень уж отличается по виду от остального дома.

А еще кто-то с хорошим чувством юмора переименовал улицу Социалистическую в улицу Оптимистическую. Теперь жильцы этих домов смотрят в будущее с оптимизмом

Вот так, кстати, выглядит эта улица. Вполне живописно


10:40. Возвращаюсь назад на маршрутке №83. В салоне мало людей, и я по дороге снимаю окружающие пейзажи. Маршрутка везет меня на Набережную, где я собираюсь пересесть на 85-ю, которая довезет на Космос. Знаменитые отвалы, где в 90-е закопали сколько-то людей, мелькают за окном

11.05. Пересаживаюсь в маршрутку №85. У нее уже собралась небольшая очередь льготников - заходят по одному в каждый приезжающий автобус, больше льготников водители не берут. Какая-то женщина уже было пыталась зайти, но другие возмутились - дождись своей очереди! "Так я же не знала, что вы все все по удостоверениям", - говорит.
Если бы они не мирились и знали законы, то зашли бы все вместе. А так женщине придется пропустить три маршрутки, пока сможет зайти и проехать бесплатно.

Когда до конечной остается пару остановок и маршрутка пустеет, завожу разговор с водителем. "Это ваш маршрут скоро отменят? - говорю. - Нет, 85-А. А вообще не известно, что дальше будет. Об этих вместительных автобусах все говорят... Кому они нужны, те автобусы?
- Ну так хорошо же, больше пассажиров будет помещаться, и ездить в них удобней.
- А вы знаете, сколько вы те вместительные автобусы ждать будете? Знаете, какой там расход топлива? Я через 5 минут на нем никуда не поеду. И через 10. Даже в час пик. Надо же его заполнить, чтобы бензин окупить, и самому немного заработать.
- Ну так в других городах большие автобусы ездят же, значит выгодно, - не унимаюсь.
- Другие города это не Запорожье, - сказал, как отрезал.
Мы подъезжаем к конечной и я выхожу.
- Осторожно, волкодав! - слышу из-за спины. Оборачиваюсь. Волкодавом оказывается вот эта грозная собачка.

На часах 11:40. В моих планах - съездить в аэропорт. Из Космоса туда едет маршрутка №35, вместе со мной ее ждет еще 5 человек, но она все не приезжает. Зато одна за одной останавливается множество 80-к, 20-к и 85-х автобусов. Люди вздыхают и нервничают. Проходит ровно полчаса, пока на горизонте наконец показывается желаемая 35-я маршрутка.

Недавно запорожские власти объявили, что начали ремонтировать дорогу к аэропорту. На это из бюджета выделили 14 миллионов гривен! Пока ремонта самой дороги не видно, зато вдоль дороги тянутся новые тротуары. Их сделали даже там, где вообще обычно никто не ходит. Также установили новые остановки - теперь маршрутки можно будет ждать на желто-голубых лавочках.

До аэропорта доезжаем за 35 минут. До конечной я еду одна - аэропорт сейчас не работает, т.к. закрыт на ремонт. Впрочем, даже когда он работал, ситуация не сильно отличалась, т.к. в нашем самом лучшем в Украине аэропорту катастрофически мало рейсов.
Выглядит он сейчас вот так:

На дверях - современная вывеска о том, что в здании проводятся работы. Сразу видно уровень!

Какой-то ремонт тут и правда делают. Но масштаб на глаз оценить сложно. Тем более, что основные работы ведутся на взлетной полосе, скрытой за зданиями.

В общем, в аэропорту решительно нечего делать, поэтому я усаживаюсь на остановке ждать ближайшей маршрутки. Расписание гласит, что какие-то из них ходят раз в 15 минут, другие - раз в полчаса. Вместе со мной транспорта ждут две женщины.


Маршрутка №35 приезжает через 15 минут.
- Простите, а можно по удостоверению?", - спрашивает женщина на входе.
- Конечно! Обязательно! В первую очередь! Можете вообще не спрашивать! Просто молча заходите с каменным лицом и все! Как это обычно АТОшники делают - молодые ребята, зарплаты и надбавки получают, а ездят бесплатно. Заходят, морда кирпичем, и пошел, - зачем-то выдает целую речь водитель.
- Так я же спросила, а вы разрешили... - недоуменно говорит пассажирка.
- А если бы не разрешил?
- Заплатила бы.
- Нет, вы бы запомнили номер и написали кляузу. Так сейчас все делают! - продолжает возмущаться водитель.
- Да вы что? Неужели делают? - удивляется пенсионерка.
На этом мы трогаемся и разговор прекращается. Чуть позже водитель вникуда добавляет: "Какая красота, правда? Цветет все! Даже при коммунизме такого не было".
В 13:40 я выхожу на Космосе и пересаживаюсь на маршрутку номер 40, которая едет по проспекту. В районе бульвара Шевченко замечаю аварию и выхожу, чтобы сфотографировать. На проспекте - раскуроченные "Ягуар" и "БМВ". Снимаю несколько кадров и передаю в редакцию. Там выясняют подробности аварии.


На часах уже 15:30. Решаю проехаться на легендарном 18-м автобусе, который недавно пустили на Пески. Чиновники обещают, что такого транспорта в Запорожье будет становиться все больше. Ну что ж, проверим, насколько он удобный.

Несмотря на заверения водителя 85-ки, что вместительный транспорт не окупается, проезд в 18-м автобусе стоит дешевле, чем на всех остальных - 3 гривны. Билеты продает кондуктор.
"Обережно, двері зачиняються. Наступна зупинка - вулиця Миру. Шановні пасажири, сплачуйте за проїзд. Повідомляємо, що за безквитковий проїзд ви можете бути піддані штрафуванню", - доносится громкий мужской голос. Пожалуй, слишком громкий.
"Та тише ты", - возмущается какой-то пенсионер. "От мне в Київі нравицця. Там так харашо по-укрАінскі говорять", - говорит он куда-то в пустоту, и автобус трогается.
18-й автобус действительно пользуется популярностью. И дело не только в удобстве. Молодые люди любят его за недорогую стоимость проезда, пенсионеры - потому, что не приходится выпрашивать у водителей свое законное право на бесплатный проезд. Из-за этого автобус обычно набивается под завязку. Если таких станет больше, то пассажиры перераспределятся и будет удобнее. Пока же это выглядит так:


18-й автобус едет чуть медленнее обычных маршруток, от бульвара Шевченко до конечной на Песках мы добираемся за полчаса.

Здесь находится модульный городок, в котором живут переселенцы. Несмотря на то, что это временное жилье, некоторые уже обжились и даже установили себе спутниковые тарелки

Летом здесь будет непросто - никаких навесов или беседок, единственный вариант отдыха - сидеть на лавочках у домиков, под палящим солнцем

Из Песков я решаю проехаться в отдаленный конец города - на Запорожье Левое. Никогда там не была, хотя наслышана об этом замечательном месте. Сажусь в 37-ю маршрутку, водитель косится на фотоаппарат, висящий у меня на шее.
"Кого фотографировать будете? Или просто хвастаетесь?", - смеется.
Чтобы не смущать его, прячу фотоапарат в рюкзак. Через 35 минут оказываюсь в Шевченковском районе, на центральной проходной Мотор Сичи. Здесь мне нужно пересесть.

13-я маршрутка, которая должна довезти меня до Запорожья-Левого, оказывается забита, но деваться некуда - надо ехать. Я втискиваюсь внутрь и в позе "зю" еду около 20 минут. Внутри душно и неудобно. До самой конечной остановки в маршрутке свободнее не становится, а многие остановки мы проезжаем, не останавливаясь.Рука затекает, но я не могу даже пошевелиться, чтобы взяться за поручень другой рукой. В другом конце маршрутки кричит ребенок: "Мама, тут воняет!".
Наконец мне везет, место рядом освобождается. Сажусь и делаю пару кадров.
На часах 17:00. Высаживаюсь на Запорожье-Левом и будто попадаю в другую страну. Обстановка напоминает ромские кварталы в Румынии: вокруг ходит множество цыган, магазины выглядят так, будто сейчас СССР. Захожу в один из них, в углу столпились мужчины - выпивают по 100 грамм и обсуждают жизнь.

На остановке толпятся люди, которые хотят отсюда уехать. Я их понимаю!

Кто-то спилил верхушку ёлки и надел вместо нее стаканчик из-под кофе.

Зато здесь есть ночной клуб!

В основном на Запорожье-Левом частный сектор, но есть и многоэтажки. Их дворы выглядят так, будто жильцы уверены, что тоже обитают в частном секторе - под окнами огороды, какие-то странные заборы и разные непонятные конструкции. Деревья у многоэтажек спилены, и на моих глазах местная жительница тащит целый мешок веток к себе в частный дом через дорогу - видимо, чтобы топить печку.
Местные смотрят на меня, как на инопланетянку - наверное из-за фотоаппарата на шее. Впрочем я рассматриваю их с не меньшим интересом, блуджая во дворах домов, которые немного похожи на кичкасские двухэтажки.
Захожу в один из подъездов и замечаю вот такой "почтовый ящик". В газете что-то пишут про Луку.
Кто-то пристроил себе балкон в самом неожиданном месте
В общем, это все очень интересно, но пожалуй, я поеду назад в город. Сажусь в маршрутку №74, которая довозит меня до Малого рынка. Оттуда на 62-й доезжаю до Украины. Начинается вечерний час-пик, интересно посмотреть на очереди у маршруток, идущих на Кичкас. Они сегодня вот такие, но бывают и больше.

На Кичкас я сегодня больше не хочу, поэтому сажусь в 61-ю маршрутку, чтобы доехать до проспекта Металлургов. Здесь люди пытаются уехать на Бородинский...

... но особо зверские очереди вечером - на Бабурку. На часах - 18:40. Я приехала поздно, еще буквально минут сорок назад очереди здесь были раза в два больше. С транспортом в Хортицкий район в Запорожье проблема. Доходит до того, что некоторые приезжают на работу на 8 часов, даже если им нужно на 9, иначе можно вообще не добраться и опоздать на час.

Маршрутки едут очень забитые, хотя здесь ходят довольно вместительные "Богданы"

Становлюсь в очередь. Ожидание занимает у меня 25 минут.

А проезд здесь немного дороже, чем везде - на 50 копеек

Из редакции пишут, что пару часов назад на дамбе в районе проспекта Пушкина у троллейбуса оторвался медный провод - троллея. Сперва на провод наехал пассажирский автобус, которому отбило зеркало. Следом ехала маршрутка №69 которой провод влетел в колесо, начал наматываться и концом разбил стекло сбоку. Пострадали двое пассажиров маршрутки. Подумалось, что если бы я выбрала другой маршрут, то вполне могла оказаться среди пострадавших.
Но не оказалась, поэтому еду на Бабурку. Часто на мосту в это время бывают пробки, но сейчас повезло

Сбоку виднеются многострадальные мосты, но невооруженным глазом видно, что работы продвинулись
До конечной 87-й маршрутки добираюсь за полчаса. Это почти столько же, сколько я стояла в очереди. Назад еду тоже на 87-й, но уже не в "Богдане", а в обычном спринтере, на котором написано "экспресс". Получается ровно на 5 минут быстрее.
На часах 20:30. На улице уже совсем темно. На Бородинский опять очереди, а все маршрутки туда едут забитыми.
Поэтому я решаю ехать не туда, а снова прокатиться на Южный. Теперь уже не в комфортном 18-м автобусе, а в обычной маршрутке номер 81. Сажусь на переднем ряду кресел, справа. Водитель громко обсуждает со знакомым, какой айфон ему лучше купить - шестой, или SE.
Выхожу на Новокузнецкой и перехожу на противоположную сторону, чтобы ехать обратно в центр. Несмотря на позднее время, на остановке есть люди.

Большинство маршруток в Запорожье ходит до полуночи, но в 22:00 я не выдерживаю и еду на родной Космос, домой. На сегодня хватит.
За день автор этого репортажа проехала в 23 запорожских маршрутках и потратила на проезд 91,5 гривну.
Читайте также: Что будет с маршрутками в Запорожье: какие маршруты закроют, какие откроют и подорожает ли проезд. 8 вопросов чиновнику