Алексей Чабанов: “Вот бы посадить кого-то из мэрии в коляску, чтобы проехался по Запорожью, и почувствовал, как это”
12 лет назад запорожец Алексей Чабанов ехал в столицу для того, чтобы устроиться работать в министерство транспорта. По дороге он попал в жуткое ДТП, сломал шею. С тех пор он передвигается на инвалидной коляске. Несмотря на это, Алексей занимается фехтованием и регби, ездит на соревнования в Европу и даже как-то прыгнул с Арочного моста. 061 поговорил с Алексеем Чабановым о его жизни, об отношении государства к людям на колясках и доброй детской книге, которую он недавно написал.
В 2005 году я ехал устраиваться в министерство транспорта, попал в ДТП и сломал шею. После этого были 24 дня в реанимации, потом около двух лет лежал - ничего не шевелилось, потом научился сидеть на краю кровати, в коляске, и жизнь понемногу наладилась, так как появилось средство передвижения. Опять-таки, начал заниматься спортом. Гантели, коленоупор друзья сделали... Они мне вообще очень много помогли, спасибо им.
В 2009 году попал в лагерь активной реабилитации в Евпатории, там более социализировался. Научили правильно ездить на коляске, преодолевать препятствия, познакомили с различными видами спорта: плавание, теннис, стрельба из лука. Я вдохновился, и по приезду домой начал заниматься плаванием. Потом бросил плавание и занялся фехтованием. А с 2010 года с группой энтузиастов пытаемся развивать регби на колясках в Украине.
С регби меня познакомил мой хороший друг. Это меня очень увлекло. С несколькими ребятами уже на протяжении многих лет мы собираемся, организовываем и посещаем соревнования, проводим игры, тренировки. Много раз ездили в Польшу, на Чемпионат мира в Германию, на Чемпионат Европы в Италию. Из достижений у меня бронза и серебро по плаванию, серебро по фехтованию. По регби вот у нашей команды и вторые и первые места. Только вот у нас это почему-то никому не надо. Поэтому мы везде ездили за свои деньги, государство нам не помогало.
Я в течение многих лет обращаюсь в “Инваспорт”. Мне говорят: да, надо внести в план, да, надо выбить финансирование. Но я каждый год звоню, а никто не вносит, никто не финансирует… Вот пример: я занимаюсь фехтованием. Нам никто никогда ничего не покупал - все сами. Вот у меня две шпаги по сто долларов и два шлема по сто долларов. Это при том, что у меня пенсия в 1200 гривен.
А так, помимо спорта, тружусь волонтером в центре "Прометей", где дети с аутизмом, ДЦП и синдромом Дауна. Подготавливаем к школе, обучаем - к каждому свой подход. А до травмы работал в школе, налоговой, в конном театре, каскадером был.
Теперь вот не хватает адреналина. И как-то я познакомился с людьми, которые мне помогли прыгнуть с моста с тарзанкой. Я прыгал с нашего Арочного моста, сидя на коляске. Люди с разными группами инвалидности прыгали и не раз у нас в стране, но именно в инвалидной коляске - я первый. За границей, знаю, прыгали, а вот у нас до меня никто.
Город не адаптирован - на этом можно поставить точку. Если взять общую площадь за 100 процентов, то адаптировано для маломобильной категории населения всего 5 процентов. И то - в основном это новые супермаркеты, которые построены просто на земле, там низкий вход. А так - возьми любую аптеку, там увидишь простые рельсы. Больницы? Вроде-бы пандусы есть, но какие это пандусы? Нормы ДБН никто не соблюдает. А если ездишь зимой, когда все заледенело?
Говорят, что вопросы поднимаются, но ничего ж не делается. К сожалению, в горсовете и без колясочников знают, что для нас лучше. Хорошо бы было посадить кого-нибудь из мэрии в коляску, и пусть проедутся, ну, хотя бы от бульвара Шевченко до Набережной, не обязательно по проспекту. А потом расскажут свои впечатления.
Маршрутки для колясочников есть, но ими почти никто не пользуется. Водители, когда увидят что стоит человек на коляске, зачастую просто проезжают мимо. Вопрос надо решать через “Трампарк”. Но и там свои нюансы, рассказываю: звонишь в “Трампарк” и говоришь: "Мне тогда-то надо ехать туда-то". Они говорят: "Хорошо, мы на этот день ставим на этот маршрут низкопольный троллейбус. Он будет на вашей остановке в, например, в 8:15, а из центра он будет в 14:30". И все. И ты должен быть на 8:15 быть там, а у тебя, допустим, на 11:00 встреча. Да, можно им сказать, что надо на 11, но это никого не волнует. Ладно, вот в 8:15 он тебя забрал. В лучшем случае даже водитель вышел помог, пандус тебе откинул. На выходе та же история: откинули пандус, людей расталкиваешь, все недовольны, ругаются. Вот я вышел, погулял в окрестностях, дождался встречи, и в 12 я свободен. Но мне надо еще два часа добираться до конечной, так как не факт, что, допустим, на Фестивальной, где у меня проходила встреча, водитель меня заметит.
Машины да, любую бери, переделай на ручное управление и катайся. Проблема только в водительском удостоверении. Если за границей даже парализованные люди могут водить машину, то у нас таким, как я, это запрещают. Скорее всего, по тем причинам, чтоб я не мог встать по инвалидности в очередь на авто… Смешная история, кстати: я второй год жду коляску, на которую встал в очередь - весной уже пойду новую заказывать. А я еще ту не получил.
В других странах все проще и лучше. Взять например Польшу. Там ваучерная система - на людей с инвалидностью заложено, например 100.000 злотых. И ты на эти 100.000 в год можешь купить все, что надо: коляску, памперсы, лекарства. Работает это так: ты приходишь в контору, типа нашего собеса, и говоришь "Вот у меня ваучер, мне нужно то или это" Но ты эти деньги не сможешь потратить на продукты или выпивку - только на лекарства и подобное.
Или вот - в странах, где легализована проституция, на каждого инвалида выделяются проститутки. Но опять-таки - они назначаются доктором. Например, у кого умственные отклонения, и он агрессивен - так ему два раза в месяц приведут, потому что, сам понимаешь, он потом успокаивается.
Я часто думаю, что же у нас есть хорошего для людей с инвалидностью, но сравниваю с другими странами… и не нахожу.
Знаешь, как сейчас в Украине делают коляски? Закупают китайские по 100 долларов, а продают по 300. Раньше, например, "Искра" выпускала коляски, но там было плохое качество и огромные цены. Скажем так: за те деньги, которые просила "Искра" за спортивную коляску, можно было новую польскую спортколяску купить, качественную и удобную. Понимаешь в чем дело. Как можно сделать что-то, не понимая специфики? Я ж не буду учить фотографа, как фотографировать? А если человек не знает, какой должна быть инвалидная коляска? Как он может её сделать хорошей и удобной? Если ты не сидел, не ездил, не испытывал неудобства… Я вот люблю сравнивать с обувью: идешь в спортзал - обуваешь кеды, в болото - кирзовые сапоги. А наши производители предлагают нам все время ходить в сапогах. Сейчас "Искра" перестала выпускать коляски. Знаю, что у нас появились представители известных мировых брендов, но что из этого получится, я пока что не представляю.
Также есть спортивные коляски: каждая коляска на каждый вид спорта: начиная от тенниса и заканчивая хоккеем. Разные рамы, разные посадки, и каждая коляска индивидуальна. Коляски активного типа, электроколяски, для танцев, для баскетбола, для регби.
И лучше покупать коляску из-за границы. Но раньше была проблема в растаможке. Сейчас не знаю, как: думаю, если я буду ехать с коляской, то все будет хорошо. А если кто другой, то могут возникнуть вопросы
.
О книге “ Добрые друзья”
Изначально одна знакомая журналистка сказала мне: "Попробуй писать истории". Я написал, как ходил ругался с заводом "Искра", какие истории приключались в общественном транспорте. Мемуары такие себе… Потом все переписал: вдохновился работой "Helper Запорожье" и захотелось написать про добрые дела. В процессе это все трансформировалось в сказки. В итоге родилась серия историй "Добрые друзья", которая абсолютно не имела отношения к тому, что планировалось изначально. Рисунки делала знакомая девочка из педучилища. Мой друг дал ей почитать сказки, и она пришла уже с рисунками, хотя я её и не просил. Она пришла и принесла папку с иллюстрациями, говорит: "Я вот вдохновилась и нарисовала". Книга о ежике, паучке, мышке, тараканчике, как они жили в домике лесника и про их приключения. Писал не очень долго, дольше выходила в печать потом.
Понимаешь, просто я смотрю, как моральные, культурные ценности заменяются деньгами, и мне хочется это изменить.Чтобы дети прочли и на примере жучков, паучков поняли обычные человеческие ценности. Что дружба - это хорошо, что так делать нельзя, а так - можно. Что нельзя предавать и продавать людей. Отказываться от дружбы ради выгоды. Книга написана в легком стиле, хорошо читается и из каждой истории ребенок может сделать определенные выводы. Мне бы очень этого хотелось.
Записал Слава Чиженок, фото автора