Как в Запорожье печатают газеты: экскурсия в типографию, - ФОТО, ВИДЕО
В специальном проекте 061 продолжает рассказывать, как на запорожских предприятиях создают ту или иную продукцию. Ранее наши корреспонденты показывали производства пива, шифера, стали, обуви, искусственных елок и многого другого. В этот раз 061 узнал, как в запорожской типографии "Керамист" печатают газеты, буклеты и книги.
До того, как в Запорожье появилась полноцветная печать, газеты печатали на устройствах под названием “линотип”. Сейчас на производстве остался только один человек, который застал эти времена. Это было настоящее литейное производство, работа со свинцом, поэтому печатники уходили на пенсию по горячему стажу.
Технику для новой типографии привозили из Швеции. Она была б/у, потому что тогда была такая поговорка “Лучше ездить на старом “Мерседесе”, чем на новых “Жигулях”. Хотя сейчас техника уже обновляется. Первая полноцветная газета вышла в "в ночь с 25 на 28 декабря" - именно столько потребовалось печатникам, чтобы настроить оборудование и выпустить первый тираж.
Производство печатной продукции начинается с отдела допечатной подготовки. Полученные от заказчиков макеты обрабатывают и проверяют на соответствие техническим требованиям типографии.Если все нормально, делается компоновка страниц, ведь мы читаем по порядку, а печатают по-другому: первый разворот состоит из первой, последней, второй и предпоследней страницы.
После этого изготавливают комплект печатных форм.Сейчас все газеты печатаются с фотопластин - это алюминиевый лист, покрытый светочувствительным слоем.
На участке допечатных работ есть две новейшие CtP-системы, позволяющие выводить до 50 печатных форм в час каждая. Операторы направляют макет с компьютера на машины, загружают комплект пластин нужного формата и запускают. Аппарат гравирует лазером изображение с макета, а потом пластина попадает в проявочный процессор, сушится и выходит.
Зачем это делается? Те, кто работают с фоторедакторами, знают, что каждый цвет состоит из трех осовных: желтого, голубого и пурпурного. Машина разделяет каждый пиксели изображения на эти три цвета и черный. На полосу газеты выводится четыре пластины. Для каждого цвета - своя пластина, и чем его больше содержится, тем интенсивнее он на пластине.
“Машины подключены к интернету, управлять можно из дома. Во время выборов однажды потребовалось срочно что-то отпечатать. На производстве было два человека. Мы позвонили инженеру. Он из Вольнянска подключился к машинам! Нам осталось только поставить пластины”, - рассказывают в типографии.
Газеты и журналы появляются на свет в цехе ролевой печати. Бумагу доставляют в рулонах: в них 10 км бумаги, которая весит 450 кг. Один из основных печатных цехов типографии – цех ролевой печати, который осуществляет печать газетной и журнальной продукции. Для печати используется газетная, офсетная и мелованная бумага, которая доставляется на типографию в рулонах. На одном рулоне можно сделать от 15 до 30 тысяч печатных оттисков, в зависимости от типа и плотности бумаги.
Эти рулоны вставляют в машину. Потом вставляют в отдельные секции те фотопластины, на которые подается напряжение: благодаря этому автомат дозирует краску.
Процесс печати начинается с так называемой “приладки”. Приладка - это не брак. Это нормальный процесс, когда машина прогревается, выходит на режим, а печатники смотрят, чтобы краска нормально ложилась, чтобы была правильная цветопередача. Когда приладка заканчивается, в машине выставляется уже большая скорость
В цеху установлены несколько современных печатных машин способных одновременно изготавливать до 120 тысяч экземпляров газетной продукции в час.Каждая машина состоит из нескольких секций и фальцующего устройства, которое подрезает и формирует газету до нужного формата. При печати больших тиражей необходимо постоянно устанавливать дополнительные рулоны. Склеивание бумаги происходит автоматически.
Качественная печать полиграфической продукции возможна только при соблюдении баланса между количеством подающихся одновременно на форму краски и увлажняющего раствора. Важно, чтобы температура увлажняющего раствора была не более 15 градусов. В цехе поддерживается необходимая температура и влажность воздуха. Этот процесс постоянно контролируется целым комплексом электронного оборудования.
Часть отпечатанной продукции отправляется на участок послепечатных работ, где из нее делают книги, журналы и брошюры. Остальная часть пакуется на специальном оборудовании в пачки и складывается на поддоны для экспедирования и доставки заказчикам.
Если в газете или журнале больше 24 полос, которые можно напечатать в один прием, то ее складывают позже из так называемых "тетрадок".
Вот, как выглядит весь процесс в движении:
Второй печатный цех типографии - цех листовой печати. Здесь делают календари, буклеты, меню и многое другое.
Работа на листовой печатной машине начинается с подготовки бумаги к печати. Ее режут в нужный размер на бумагорезательной машине, а уже после печати листы режут на готовую продукцию или передают в цех послепечатных работ, если нужна дальнейшая обработка.
Для работы на печатной машине в нее закладывают подготовленную бумагу, закладывают краску и устанавливают печатные формы с нужным изображением. Затем печатник делает контрольный оттиск, настраивает нужное количество краски и совмещает цвета для четкости изображения. После приладки скорость печати увеличивают.
Участок послепечатных работ – это участок, на котором получают продукцию в том виде, в котором ее знает потребитель. Здесь фальцуют листовки и буклеты, сшивают газеты и журналы, делают термопереплет книг, собирают календари, блокноты, а также контролируется качество работы.
В октябре 2013 в типографии запустили производственный участок "Брошюровочно-переплётных работ", где на специальном ниткошвейном оборудовании, с последующей обработкой корешка и подрезанием под необходимый формат образуются блоки. Затем блоки вставляются в переплётную крышку. В результате такого технологического процесса на предприятии изготавливаются: книги, брошюры, блокноты, ежедневники, дневники, записные книжки и альбомы в твёрдом переплёте.
Все экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Фото: Слава Чиженок
Текст: Екатерина Майборода