«Конкуренты используют против нас методы 90-х»: директор «БасТура» про клевету в прессе, страховые выплаты клиентам и громкие ДТП
Не так давно в запорожских СМИ появились публикации с критикой известной компании «БасТур». В нескольких онлайн-изданиях появились материалы, в которых «БасТур» называли «перевозчиком-нелегалом, подвергающим пассажиров опасности». Руководитель компании Дмитрий Довбыш высказал свою позицию.
— В публикациях в прессе упоминаются последствия аварии, которая произошла 18 февраля в Васильевском районе. Расскажите, как все было на самом деле.
Да, действительно один из наших автобусов недавно попал в ДТП, на участке дороги в селе Орлянском. На трассе в направлении Энергодара не закончили ремонтные работы. Одну полосу движения «укатали» 15-сантиметровым полотном нового асфальта, который в мороз покрывается льдом. А вторая полоса — еще не отремонтированная — состоит из грунта, песка, старого асфальта с множеством ям и находится значительно ниже нового уровня дороги.
Автобус двигался со скоростью 60 км/час — это подтверждают показания GPS-трекера, которыми оборудованы все наши автобусы
Однозначно, причина этого ДТП — аварийное состояние дорожного покрытия. В день аварии была плохая видимость и минусовая температура — дорога покрылась коркой льда.
Водитель пытался объехать препятствие — предположительно, кусок льда, отпавший с крыши грузовика. Из-за неудачного маневра он вылетел одним колесом на отремонтированное обледеневшее полотно и попал в занос.
На месте происшествия быстро приехала «скорая» и сотрудники полиции. Двое пассажиров, которых медики отвезли в больницу Энергодара, отказались от госпитализации — они не получили серьезных травм.
— Как защищены пассажиры в случае подобных ДТП?
Все пассажиры автобуса застрахованы. Уже через три часа после аварии на место происшествие выехал страховой комиссар и составил акт о случившемся страховом случае.
Уже в течение одного-двух месяцев владельцы дома получат полную компенсацию ущерба — в размере до 200 тысяч гривен
Я тоже прибыл на место ДТП. Да, действительно между мной и владельцами забора произошел небольшой конфликт. Пострадавшая сторона требовала расчет наличными за повреждение забора, что противоречит нашему страховому законодательству. В беседе мы смогли уладить этот конфликт.
Стоит отметить, что за время моего присутствия на месте ДТП на наших глазах несколько машин, в том числе автобусов, на этом же участке дороги чуть не попали в похожую аварию. Это говорит о том, что от ДТП не застрахован никто.
Как я узнал позже, именно на этот участок дороги еще осенью были списаны десятки миллионов гривен. На данный момент нами подготавливаются письма областным депутатам с просьбой о создании депутатской комиссии для расследования трат бюджетных средств на ремонт именно этого участка дороги.
— Летом произошла более серьезная авария, в которой пострадали множество пассажиров. В автобус «БасТур» врезался лихач на легковом автомобиле.
24 августа ДТП произошло на участке трассы «Васильевка — Энергодар». Легковой автомобиль ВАЗ «Приора», который вылетел навстречу из-за крутого поворота, столкнулся с нашим автобусом. Стрелка спидометра в легковом автомобиле застыла на скорости 140 км/час.
Из-за такой огромной скорости водитель не справился с управлением и вылетел на нашу встречную полосу. Водитель ВАЗа погиб на месте, а наш автобус перевернулся: пострадало 14 пассажиров.
Автобус двигался с допустимой скоростью, что подтверждает запись видеорегистратора. У нашего водителя просто не было шансов избежать столкновения.
Следствие еще продолжается. Сейчас дело находится на экспертизе. По каким-то неизвестным мне причинам, следствие затягивается. Хотя все указывает на нашу невиновность. На регистраторе четко видно, что автобус ехал с допустимой скоростью, и ему навстречу вылетел автомобиль.
— Когда пострадавшие пассажиры получат компенсации?
По поводу ущерба нанесенного людям. Все наши автобусы и пассажиры застрахованы. Работники компании, в которой были застрахованы пассажиры, узнав о ДТП, повели себя некорректно, по-хамски, начали затягивать процесс, выступили с предложением расторжения договора задним числом. Мы не пошли на эту сделку. В итоге дело оказалось в суде. Суд первой инстанции принял решение в нашу пользу. Более того, судьей была вынесена «окрема ухвала» в отношении недобросовестной страховой компании с перечнем нарушений, которые они допускают в своей работе.
В ходе судебного заседания установили, что множество других запорожских перевозчиков пользовались услугами этой компании и также стали жертвами мошенников.
На данный момент страховая компания подала апелляционную жалобу, которая будет рассматриваться в следующем месяце. Я уверен, что в апелляционном суде мы тоже одержим победу. После этого все пострадавшие получат свои выплаты.
— Как называется страховая компания?
До окончательного судебного решения я не буду оглашать название , скажу лишь, что это крупная компания с трехэтажным офисом в нашем городе. Мы и выбрали именно ее, полагая, что страховая компания не является фирмой-однодневкой. Но получилось, как получилось.
— В СМИ все чаще появляются упоминания, что «БасТур» якобы является нелегальным перевозчиком. Прокомментируйте, пожалуйста, эти заявления
Услуги нашей компании пользуются популярностью среди многих жителей нашего города. «БасТур» стал серьезным конкурентом для старых игроков рынка пассажирских перевозок. Они не готовы с этим мириться и используют против нас все возможные методы: начиная от заказных жалоб в различные инстанции и заканчивая наездами криминальных авторитетов нашей области, пугая нас людьми «из девяностых».
«БасТур» на самом деле не является перевозчиком, в 2017-м году соответствующая лицензия у компании была аннулирована. Сегодня «БасТур» — это предприятие, которое продает людям услуги пассажирских перевозок других компаний, фактически — виртуальный автовокзал. Сайт www.bustour.zp.ua – это инструмент, с помощью которого клиент может забронировать билет на автобус.
Фирмы-перевозчики, с которыми мы сотрудничаем, — около 10 компаний — имеют необходимые лицензии и весь необходимый перечень разрешительных документов. Одно из условий работы такой компании — это брендирование автобуса нашим логотипом. Поэтому действительно, снаружи пассажиры могут видеть логотипы «БасТур», а внутри прочесть, что автобус принадлежит частному предпринимателю или какой-то компании. Такое сотрудничество — не запрещено по законодательству, и данный принцип работы положен в основу многих аналогичных сервисов.
Наша система пассажирских перевозок так исковеркана, что каждый предприниматель, прежде чем заняться бизнесом в этой сфере, должен идти на поклон, договариваться и платить. Тех, кто отказывается это делать, называют «нелегалами» и «нарушителями». Вся наша система построена так, чтобы сделать любого предпринимателя, как минимум, нарушителем, как максимум, преступником. Такими людьми потом легко управлять и подсаживать на «абонплату».
Тем, кто говорит, что мы нелегалы, я бы посоветовал ознакомиться с регламентом Совета Европейского Союза №684/92, который прописывает правила перевозок пассажиров. Вся работа перевозчиков, в двух словах, там организована по заявительному принципу.
Совсем скоро это законодательство будет применено и у нас в Украине. Тогда станет ясно, что нынешняя украинская система перевозок с «конкурсами» на обслуживание пассажирских маршрутов — прошлый век, а новый регламент — это европейские принципы.
— Вы говорили про «наезды» со стороны контролирующих органов. Расскажите подробней об этом.
Проверяют нас регулярно, этой осенью, например к нам пришли сотрудники Антимонопольного комитета Украины. Это звучит смешно, проверять решили компанию «Запорожбастранс» с десятком автобусов, а в то же время работу реального монополиста, в сеть которого входят все вокзалы нашей области и большинство областных перевозчиков, оставляют без внимания. Почему? Думайте сами.
Нам выписали несколько штрафов за нарушения в сфере пассажирских перевозок, распиарили это в средствах массовой информации. Законность наложения штрафных санкций мы будет оспаривать в суде.
Я считаю, что экономическую ситуацию в нашей стране и в сфере перевозок, в частности , может спасти только открытый для всех игроков, конкурентный рынок. На самом деле, мы в опале только потому, что смогли предложить клиентам качественную услугу, люди довольны простотой и надежностью. Если бы клиент не пользовался нашими услугами, не голосовал кошельком, то к нам бы не было никаких вопрос от конкурентов и, как следствие этого, не было бы вопросов от власть имущих.
Качество услуг нашей компании каждый день оценивают клиенты. Наши перевозки пользуются популярностью, люди голосуют в нашу пользу своими деньгами
Именно поэтому против нас в прессе появляются заказные статьи. В Запорожье ежедневно случаются ДТП с участием автобусов, но почему-то пишут только про две аварии с участием компании «БасТур». Так наши конкуренты с застрявшим в 90-х уровнем сервиса и качеством услуг пытаются бороться с развивающейся компанией. Их можно понять, эти люди десятилетия сидели комфортно на одном месте, абсолютно не развивались, постоянно усовершенствовали свои коррупционные схемы, а тут раз и наступил 21 век с его технологиями и возможностями.
Я не хочу сказать, что мы работаем идеально и в нашей работе нет ошибок. Безусловно, мы делаем ошибки, но из каждой мы стараемся извлечь урок.
Такие объявления неизвестные расклеили в Энергоде, куда ездят автобусы «БасТур»
И еще вопрос для людей думающих. Как вы считаете, почему у наших контролирующих органов нет вопросов к сервису UBER? Если взять наше законодательство, то он работает с серьезными нарушениями. Это проблемы прохождения медосмотра, страховки пассажиров, оплаты и т.д. Но к работе «БасТур» — аналогу UBERа в сфере автобусных перевозок — всегда масса вопросов и горы черного пиара.
— Как Вы думаете, чем закончится это конфликт?
Думаю, что расклейщики столбов всегда проиграют айтишникам.
Думаю, что цифра победит метр.