Покорить небо: как в запорожском селе строят самолеты и готовят пилотов, – ФОТОРЕПОРТАЖ
В Веселовском районе, в селе Широком, работает частная летная школа. Учиться покорять небо сюда приезжают будущие пилоты со всего мира. Ее основатель и владелец Виталий Ярыгин не только наладил учебный процесс, но и занимается строительством самолетов собственного производства. Корреспонденты 061 побывали в гостях на его предприятии.
Украинская летная академия «Химические авиационные технологии» работает с 1997 года. Ее владелец – пилот с 20-летним опытом – о себе рассказывает мало. В 90-х Виталий Ярыгин получил специальное образование и сел за штурвал самолета: с помощью авиатехники удобрял поля, а потом – открыл собственное предприятие.
Только за прошлый год подготовку пилота гражданской авиации здесь прошли 72 человека, преимущественно, иностранцы. Сейчас в Широком учатся летать студенты из Эквадора, Туркмении и Узбекистана. По словам руководителя академии, студентов со всего мира привлекает качество и сравнительно небольшая стоимость обучения.
Ученики изучают теорию в государственном летном центре в Кропивницком, а необходимый налет – 180 часов – проводят в Запорожской области, в селе Широком. В 2017-м на территории академии открылся хостел, где проживают студенты. В ближайшем будущем здесь собираются открыть учебный центр полного цикла – с курсом теории и летной практики.
Один из курсантов летной школы. Юсуф приехал из Марокко
«Во всем мире обучение на частного пилота проходят на воздушных судах такого типа, – это как учиться ездить на «Таврии» перед покупкой «Мерседеса», – Только потом ты получаешь право управлять, например, «Боингом». Сразу учиться летать на большом самолете — денег никаких не хватит. Эти связано и с расходами, и возможными рисками».
По словам Ярыгина, большинство его студентов возвращаются в свои родные страны и, получив необходимую сертификацию, садятся за штурвалы Airbus-ов, Boeing-ов и других пассажирских самолетов большой вместимости.
«Купил мотодельтоплан, а потом начал думать – «Что же мне с ним делать?». Вот и додумался – до производства авиационной техники»
С 2005-го года в Широком на базе летной школы обустроили сертифицированное производство 4 моделей собственных легких самолетов ХИАТ (от названия компании «Химические авиационные технологии»). С того времени Виталий Ярыгин вместе со своим коллективом построил 62 самолета.
«Это очень затратное производство – в основном, ручная сборка. Самолеты продаем почти по себестоимости – от 150 до 250 тысяч долларов в зависимости от комплектации, – рассказывает предприниматель, – У нас на предприятии есть необходимая технологическая оснастка, производство – сертифицировано. Корпус самолета и разные детали создаем своими руками. Двигатели – исключительно импортные. Сборка одного самолета длится около шести месяцев».
Преимущественно, владельцам авиатехники становятся жители других стран – например, Кубы, Казахстана. Покупают для подготовки летчиков и использования в сельском хозяйстве. В Украине, в частности, самолетами ХИАТ пользуется один из агрохолдингов Харькова – используется для опрыскивания полей. В Запорожской области спроса на услуги самолетов «Химических авиационных технологий» – ни на технику, ни на опрыскивание – нет. Ярыгин про местных фермеров отзывается по-философски: «Есть такая поговорка – «Богатые все время учатся, а бедные – все знают». Они тут все знают, только результата хорошего не имеют».
Форсунки для распыления удобрений под крылом самолета
Основатель летной школы говорит, что спрос его услуги среди студентов-летчиков очень большой: «Я не знаю, куда деваться от обучающихся, – делится мужчина, – В этом году к нам хотят приехать на обучение китайцы. Очень много – 38 человек». А вот с покупкой самолетов дела обстоят не так радужно. Впрочем, Виталию Ярыгину работы достаточно. Он собирается запускать полный цикл обучения и расширять географию поставок своих самолетов. А пока – продолжает заниматься любимым делом: каждый день покорять небо и обучать этому делу своих единомышленников.
Текст и фото – Андрей Вавилов