Как в Запорожье работает крупнейший в Европе завод по производству кранов: экскурсия на производство, — ФОТОРЕПОРТАЖ
В специальном проекте 061 продолжает рассказывать, как работают запорожские предприятия. Ранее наши корреспонденты показывали производства пива, шифера, стали, обуви, газет и многого другого. Больше экскурсий можно увидеть в нашем спецпроекте.
В этот раз 061 побывал на «Запорожкране» – крупнейшем заводе Восточной Европы, где производят промышленные краны разного типа. Мы увидели, как работает предприятие с иностранным инвестором, 95% продукции которого продают за границу.
«Запорожкран» был основан в 1928 году. Сегодня этот завод – единственное сохранившееся в Украине предприятие по производству кранов с большой территорией, преемственностью поколений сотрудников и богатой историей. В 2005-м собственником завода стал мировой лидер в области краностроения – финская корпорация Konecranes.
«Когда финны приобрели завод, он представлял из себя удручающее зрелище. Квалификация и дисциплина людей была на низком уровне. Продукцию была пригодна только для украинского рынка. Количество заказов было небольшим, а предприятие – убыточным, – рассказывает генеральный директор ПРАО «Запорожкран» Сергей Плясов. – Konecranes проинвестировало десятки миллионов евро в модернизацию оборудования, а также вложило серьёзные деньги в обучение сотрудников и продолжает это делать регулярно. Несмотря на проблемы с коррупцией, бюрократией, тяжелой экономической и военной ситуацией в Украине, которые уже отпугнули от Украины многих инвесторов, финская корпорация не хочет так быстро сдаваться, продолжает работать вопреки этим сложностям и верит в светлое будущее украинской экономики среди европейских стран».
Генеральный директор, председатель правления ПРАО «Запорожкран» Сергей Плясов
Спустя 13 лет «Запорожкран» 95% своей продукции реализует на экспорт по всему миру. На предприятии конкурентные зарплаты и высокие требования к качеству производства.
«При финской поддержке, украинской старательности и высокой квалификации сотрудников удается держать высокий уровень качества продукции»
«Финский инвестор привнес на завод европейскую культуру управления. Выстроена такая система, когда работает система и нет незаменимых людей. В отсутствие какого-то специалиста в отпуске, на больничном и т.д., предприятие продолжает успешно работать дальше, – рассказывает руководитель завода. – Это принципиальное отличие от украинского стиля управления. У местных руководителей принято гордиться когда без них на предприятии ничего не ладится. У финнов совершенно по-другому. Если в твоё отстутствие работа остановилась, значит, ты плохой руководитель, который не сумел выстроить работоспособную систему, а значит создал риски для бизнеса».
Работа в структуре глобальной корпорации Konecranes – постоянные консультации с заграничными коллегами, интегрированная система менеджмента и постоянное обучение специалистов.
«Наш собственник – крупнейший в мире производитель кранов, заводы которого находятся практически на всех континентах. Во время отчетов и совещаний «Запорожкран» постоянно сравнивают с другими заводами корпорации – в Шотландии, Китае, Америке; это мотивирует нас работать лучше и качественнее, – рассказывает Сергей Плясов. – Сегодня внутри системы Konecranes мы не локальное предприятие, а один из ведущих промышленных центров корпорации. В подтверждение этого – полученный объём заказов последних лет и этого года, в частности, который уже намного превышает нашу номинальную мощность».
Цех сборки металлоконструкций
ПРАО «Запорожкран» выпускает краны различного назначения и типов, которые используют в портовой отрасли и промышленности. В портах у воды мы обычно видим портальные стреловые краны. Один из основных продуктов завода – краны мостового типа. Такие краны имеют достаточно простую систему работы: грузовая тележка опирается и перемещается по главным балкам, соединенным с концевыми балками, которые перемещаются по рельсовому пути цеха или эстакады. Объединение новейших технологических решений и разработок Konecranes создает самый современный кран, который широко используется практически в любой промышленности.
Одни из востребованных типов грузоподъемников – краны козлового типа. Такие краны имеют опоры и передвигаются по рельсам, установленных на бетонном фундаменте. Сейчас из активно продают на американском рынке. На протяжении 2016-2018 гг. ПРАО «Запорожкран» выполнил поставку трех таких кранов. Они используются на открытых площадках для перевалки дерева, в портах и судостроительной отрасли.
Кран козлового типа общей грузоподъемностью 50 тонн, построенный «Запорожкраном» для собственных производственных нужд
Производство кранов начинается с обработки металлопроката. Предприятие имеет в своём распоряжении весь необходимый парк оборудования, который позволяющий обрабатывать металлопрокат, как от местных, так и зарубежных сталеплавильных комбинатов. В данное время ПРАО «Запорожкран» изготавливают все необходимые металлоконструкции крана, тележек, ходовых частей, а также выполняет финальную сборку и тестирование с компонентами. Такие компоненты крана, как двигатели, редукторы, барабаны, канаты и электрооборудование, поставляет материнская компания Konecranes с других предприятий корпорации.
С работой предприятия 061 знакомит руководитель группы ценообразования и сбыта Дмитрий Герасименко
Весь поступивший металлопрокат проходит дробеструйную очистку на современном оборудовании. После этого металл попадает на машину плазменной резки длинной 24 метра.
Под наблюдением оператора листовой металл по заданной программе раскраивается на составные части будущей опоры крана.
Машина плазменной резки Мicrostep – одно из последних приобретений «Запорожкрана». С помощью компьютеризованной системы управления техника может разрезать листовой металл от 1 до 40 мм толщиной. Листы толщиной до 300 мм режут с помощью машины газовой резки
После этого составные элементы будущей конструкции крана отправляют на последующие операции: зачистку, механическую обработку, комплектовку для передачи на сборочный участок.
Участок сборки-сварки металлоконструкций работает в полную мощность в три смены. Всего здесь трудится 68 сварщиков. С помощью различного специального оборудования выполняется сборка балок, ходовых частей, грузовых тележек и прочего грузоподъёмного оборудования. Всего на предприятии работает более 300 человек.
Сейчас на «Запорожкране» работают над производством 10 кранов козлового типа на пневмоколесном ходу (RTG), которые будут установлены в порту Мальты
После этого специалисты «Запорожкрана» проводят контрольную сборку. Это делается для того, чтобы проверить, соответствуют ли все отверстия, размеры запчастей крана друг другу. Также специалисты подключают электрические компоненты, прокладывают проводку, проверяют все показатели. Затем составные части будущего крана разбирают и отправляют на покраску.
Все портовые заказы, рассказывают 061 специалисты, предполагают четырехслойную систему окраски: грунт с высоким содержанием цинка, два промежуточных и финишный цвет. Самые большие элементы крана красят целиком в специальной камере. Краны, который готовят для отправки на Мальту, будут синими. В свое время для мариупольского порта изготовили желто-голубые подъемники.
На финальном этапе в отгрузочном терминале готовые элементы крана упаковывают и увозят на грузовых автомобилях в порт.
50-метровая пролетная балка крана по заказу правительства Чили состоит из трех частей, соединенных сотнями болтов.
В цехах завода «Запорожкран» может одновременно находится в работе до 20 серьезных крановых проектов. Предприятия является уникальным для Украины, потому что площади цехов предприятия позволяют создавать краны любого размера. На данный момент специалисты предприятия работают над упомянутыми 10 кранами для Мальты и габаритным краном, изготовленным по заказу министерства обороны Чили. Кран длиной 50 метров необходим для строительства военных судов.
Цех механической обработки и механосборки
«Запорожкран» производит не только промышленные и специальные краны, но и их отдельные компоненты. Это происходит в цеху механической обработки и механосборки. Почти 40 сотрудников работают над изготовлением ходовых частей кранов: колес, осей, валов, крышек, втулок и т.п. В год «Запорожкран» изготавливает до 40 комплектов ходовых частей.
Сырье для будущего кранового колеса прибывает на предприятие в виде стального проката-кругляка. Сперва на станке отрезают колесо необходимой ширины, после чего его обрабатывают как токарных и фрезерных машинах с ЧПУ, так и токарных станках старого образца. Затем его отправляют на закалку. Это нужно для того, чтобы беговая дорожка колеса (место соприкосновения с рельсом, которое не должно иметь большую выработку), достигла необходимой твердости.
Затем его отправляют на закалку. Это нужно для того, чтобы беговая дорожка колеса (место соприкосновения с рельсом, которое не должно иметь большую выработку), достигла необходимой твердости.
Каждый из заводов корпорации Konecranes имеет определенную специализацию, а «Запорожкран» в этом смысле предприятие универсальное. Здесь производят стандартные компоненты для кранов любого типа и размера
На отдельном стенде собирают металлическую часть тележки крана с подъемным механизмом, а также устанавливают все дополнительные компоненты – двигатели, барабаны, электрооборудование.
После тестирования этот элемент крана упакуют в специальный транспортировочный тент, погрузят на автомобиль и направят в порт – для отправки заказчику в Мальту.
В 2016-м корпорация Konecranes провела сделку на 1 млрд долларов по приобретению американского производителя промышленной техники Terex Corporation, которая работает в том числе с министерством обороны США. Благодаря этому «Запорожкран» расширил линейку своей продукции.
***
За последние 8 лет «Запорожкран» реализовал несколько необычных крановых проектов. В 2011-м запорожские специалисты изготовили для металлургического комбината Bhushan Steel (Индия) 4 уникальных мостовых крана стоимостью около 70 миллионов гривен.
В 2016 году «Запорожкран» изготовил 2 стреловых крана и 1 козловой кран открыв для себя американский рынок для заказчика – Alabama River Cellulose имеющего производственные мощности в США и Канаде.
В 2017 на предприятии сделали ходовую часть на козловой кран типа «Голиаф» для судостроительной верфи «Meyer Turku» (Финляндия). Общий вес крана – более 100 тонн.
Завод, на котором сотрудник может получить европейский опыт
«Запорожкран» – одно из немногих предприятий в Запорожье, которое дает своим сотрудникам большие возможности для личного развития и получения европейского опыта работы. На нашем заводе – конкурентные зарплаты и особенный подход к работе с персоналом, основанный на доверии.
«Хотя сейчас в стране остро стоит кадровый вопрос, нам удается комплектовать предприятие квалифицированными сотрудниками и дать им возможность проявить себя на современном машиностроительном предприятии, – рассказывает начальник отдела персонала ПРАО «Запорожкран» Наталья Рыбенок, – Мы готовы вкладывать значительные финансовые ресурсы в обучение людей. Финский подход дает возможность каждому сотруднику предлагать свои идеи и быть замеченным, для поддержания заинтересованности мы используем в том числе и материальную мотивацию. У нас много внутренних корпоративных программ, которые дают возможность каждому специалисту выбрать подходящий проект для собственного развития».
Работая на этом заводе, специалист получает возможность пообщаться с иностранными коллегами, отправиться с целью обучения или обмена опытом на одно из предприятий корпорации Konecranes и постоянно развивать свои навыки.
Справка: Финская корпорация Konecranes – один из мировых лидеров в области краностроения. Заводы Konecranes успешно работают в Европе, странах Центрального Востока, Африки, Центральной Азии, в Индонезии, США и странах Южной Америки. Компания сегодня – это более чем 609 офисов по всему миру и 12 тысяч персонала, работающих в 47 странах мира.
Больше экскурсий на производство можно увидеть в нашем специальном проекте.
Текст – Андрей Вавилов, фото – Дмитрий Смольенко