Полномочия и возможности Президента: какие обещания кандидатов уместны
Участие в нынешних президентских выборах принимает рекордное количество кандидатов - 42. У каждого официальная программа с прописанными там планами и обещаниями. Еще какие-то звучат во время телеэфиров и предвыборных встреч кандидатов с гражданами.
Избирателю не позавидуешь, ведь надо суметь все правильно оценить и сделать осознанный выбор.
Критически важно при этом хорошо знать полномочия Президента, его функции и возможности в должности. Ведь очень часто кандидаты обещают что-то, к чему Президент или не имеет отношения, или его влияние в этой сфере ограничено.
Прежде всего следует обращать внимание на основные конституционные полномочия главы государства, для осуществления которых он имеет больше всего возможностей и прямое влияние на соответствующие структуры.
Внешняя политика
Президент представляет Украину в международных отношениях и осуществляет ее внешнюю политику.
В компетенции главы государства находятся соответствующие кадровые вопросы. Президент предлагает кандидатуру министра иностранных дел - правда, утверждает главу МИД Верховная Рада. В то же время Президент единолично назначает и освобождает глав дипломатических миссий Украины в других государствах и при международных организациях.
Президент ведет официальные и неформальные переговоры с другими государствами и их лидерами, заключает международные договоры. Принимает политические решения о расторжении или прекращении действия договоров. Примером может служить не продление Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией - сответствующее решение было принято в сентябре 2018 года.
Президент также принимает решение о признании иностранных государств, принимает верительные грамоты от вновь назначенных иностранных послов.
Следует иметь в виду, что главным, законодательно зафиксированным внешнеполитическим приоритетом Украины является вступление в Евросоюз и НАТО. В феврале 2019 это также стало частью Конституции Украины. Поэтому для изменения этого курса (например, на внеблоковость) помимо воли и желания Президента нужно еще как минимум триста голосов в парламенте. На практике это означает, что обещание некоторых кандидатов изменить внешнеполитический курс Украины сегодня невозможно выполнить.
Оборона
Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Украины и имеет непосредственное влияние на все, связанное с войском.
Он определяется с кандидатурой министра обороны и подает ее на утверждение Верховной Радой. Президент принимает решения, необходимые для защиты государственной независимости.
Например, решает и вносит на утверждение парламентом представление о объявления состояния войны, о всеобщей или частичной мобилизации. То же касается введение военного положения по всей Украине или в отдельных ее регионах. Как это было, например, в ноябре 2019 года, после нападения России на корабли Военно Морских сил Украины вблизи Керченского пролива.
Итак, вопрос возвращения Крыма, вооруженное сопротивление оккупации Донбасса и дипломатический процесс мирного урегулирования - это, в частности, именно те вопросы, которые касаются прямой компетенции Президента Украины. Четкие и подробные позиции по ним должны звучать от кандидатов во время предвыборной кампании.
Безопасность
Сферой полномочий и влияния Президента является Служба безопасности Украины. Он вносит в Верховную Раду представление о назначении на должность и освобождение от должности главы СБУ, единолично назначает на другие ключевые должности в Службе.
Глава государства также возглавляет Совет национальной безопасности и обороны - координационный орган при Президенте. Совет координирует и контролирует деятельность структур исполнительной власти в сфере государственной безопасности и обороны. Кроме главы государства, в состав СНБО входят руководители всех «силовых» ведомств и некоторые другие чиновники.
Решение СНБО вводит в действие своими указами Президент. Они могут касаться различных вопросов. Например, в августе 2014 Рада приняла решение о восстановлении призыва на срочную службу, в ноябре 2018-го - поддержала введение военного положения в 10 областях, в декабре того же года - решила ввести дополнительные санкции против ряда российских физических и юридических лиц. Инициирует рассмотрение тех или иных вопросов Президент.
Генеральная прокуратура
В дополнение к МИД, Минобороны и СБУ, Генпрокуратура также считается прямой сферой влияния и ответственности главы государства, хотя и не касается его основных конституционных полномочий. Именно Президент предлагает на утверждение парламентом кандидатуру генерального прокурора.
Изз влияния Президента на прокуратуру вытекают также и его ответственность и возможности относительно другой (наряду с войной) серьезной проблемы Украины - борьба с коррупцией. Тем более, что соответствующие функции также у Службы безопасности Украины, которая подотчетна Президенту и в отношении которого глава государства имеет свободу кадровых решений.
Социально-экономические и другие вопросы
Заметно однако, что наиболее охотно нынешние кандидаты раздают обещания социально-экономического характера: о размере коммунальных тарифов, налогов, пенсий, зарплат и тому подобное.
На самом деле президент не имеет прямого влияния на экономические и социальные вопросы - это компетенция правительства.
Стоит помнить, что кандидатуру премьера определяет коалиция в Верховной Раде, а Президент только вносит ее на утверждение парламентом. Других членов правительства и руководителей центральных органов исполнительной власти так же утверждает парламент по представлению премьера (кроме кандидатур министров обороны, иностранных дел, главы СБУ и генпрокурора - это, как было упомянуто выше, является прерогативой Президента).
Поэтому к соответствующим обещаниям кандидатов избирателям следует относиться особенно внимательно и критично.
Впрочем, глава государства таки имеет ряд инструментов косвенного воздействия.
Первый - Президент является субъектом законодательной инициативы. То есть, он может готовить и подавать на рассмотрение Верховной Рады законопроекты. При этом обязательно касающиеся международных отношений, безопасности и обороны - то есть, основных президентских полномочий. Например, в мае 2017 года Петр Порошенко подал на рассмотрение парламента законопроект о развитии инклюзивного образования, а в сентябре 2018-го - законопроект "Об адвокатуре и адвокатской деятельности".
Конечно, для реализации своих законодательных идей Президенту нужно заручиться поддержкой большинства народных депутатов.
Второй инструмент косвенного влияния Президента - вето на принятые парламентом законы. Его глава государства применяет тогда, когда считает, что документ противоречит Конституции, нарушает международные обязательства Украины или ее законы.
Преодолеть вето Президента парламент может лишь 300-ми голосами, что на практике довольно трудно. Наложив вето Президент может вернуть законопроект в парламент со своими замечаниями и предложениями, таким образом, предложить свое видение.
Опция вето - это пассивный способ воздействия Президента на те или иные вопросы на законодательном уровне.
Подобным есть третий инструмент - Президент может приостанавливать действие актов Кабинета министров, если видит в них признаки нарушения прав или свобод граждан.
При этом глава государства должен обратиться в Конституционный суд, который и принимает окончательное решение относительно постановления или распоряжения правительства.
Четвертый инструмент влияния - главы местных государственных администраций.
Президент назначает руководителей ОГА и райгосадминистраций. Они, в свою очередь, могут влиять на ситуацию на местах. К ведению этих органов принадлежит практически все - в том числе обеспечение законности, социальная защита, содействие предпринимательству, вопросы образования и спорта и др.
Однако не стоит забывать, что местные государственные администрации действуют только в рамках политик, определенных правительством и парламентом, обеспечивая их реализацию в регионах.
Следует также иметь в виду, что в течение следующей президентской каденции возможные изменения в структуре и функциях местных администраций. Они предусмотрены законопроектом об изменениях в Конституцию в части децентрализации, уже принятым парламентом в первом чтении.
Влияние на другие государственные институты
Президент может принимать решение о прекращении полномочий Верховной Рады и назначении досрочных выборов. Это происходит в случае, если в парламенте в течение месяца не могут сформировать коалицию депутатских фракций, в течение двух месяцев после отставки правительства не сформирован персональный состав Кабмина, или пленарные заседания не могут начаться в течение тридцати дней одной очередной сессии.
Глава государства может также иметь определенное влияние на политику и позицию ряда государственных институтов через участие в формировании их руководящих органов.
В частности, Президент подает на назначение Верховной Радой кандидатуры председателя Национального банка. Он единолично назначает на должности и освобождает от должностей половину состава Совета НБУ, основной функцией которого является обеспечение стабильности гривны и поддержание стабильности банковской системы.
Президент назначает на должности и освобождает половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания - коллегиального органа, осуществляет надзор за соблюдением законов в сфере телерадиовещания и осуществляет соответствующие регуляторные полномочия.
Президент назначает треть состава Конституционного Суда Украины - института, который решает вопросы о соответствии законов и других актов Основному закону, осуществляет официальное толкование Конституции Украины и др.
Глава государства подает в Верховную Раду представление о назначении на должность и освобождение членов Центральной избирательной комиссии, учитывая при этом предложения депутатских фракций и групп.
Конечно, влияние Президента на формирование руководящих органов ряда важных государственных институтов не означает, что кандидат на пост главы государства может легко раздавать обещания в этих сферах - например, по курсу гривны в случае НБУ.
С другой стороны, бесспорно важна позиция и мнение кандидата по всем сферам, которые волнуют общество. В отдельных случаях кандидат может выражать только позицию, поскольку его обещания в той или иной сфере неуместны из-за нереальности или высокую проблемность их выполнения. В других случаях могут быть озвучены конкретные планы, которые кандидат стремится и может реализовать в случае избрания Президентом.
Избиратель должен различать эти два варианта, основываясь на хорошем знании полномочий и возможностей Президента Украины.
Материал подготовлен при содействии Интерньюз-Украина.
Автор - журналист Анатолий Марциновский