Почему Запорожье тянет с электронным билетом?
Городская власть Запорожья решила внедрять систему электронного билета после обновления подвижного состава транспорта и установления на нем GPS-навигации. Насайте мэрии Запорожья сказано, что до 2020 года по программе финансового лизинга закупят 35 автобусов и откроют 9 новый автобусных маршрутов. Также на улицах Запорожья должны появиться 55 современных автобусов, 5 электробусов и 8 новых трамваев. После этого, до 2020 года на всем коммунальном транспорте должны установить систему GPS-навигации. Все это подготовка к тому, чтобы запустить электронный билет. За пример запорожские власти берут внедрение е-билета Киева, но забывают, что даже для столицы это было слишком дорогое удовольствие.
По данным местных СМИ, установка GPS-датчиков не обошлась в Запорожье без скандалов. Первая попытка была в 2013 году, когда на отремонтированных на «Мотор Сичи» одном трамвае и одном троллейбусе установили по датчику. В новостях об этом событии мэр Запорожья ненавязчиво прорекламировал местное предприятие. «Опыт КП «Запорожэлектротранс» может быть интересен всей Украине. Стоимость ремонта 450 тыс. грн, тогда как покупка нового трамвая обойдется в 5 млн грн», -заявил городской голова в 2013 году.
Видимо, рекламный бюджет закончился и до 2016 года о датчиках забыли. Когда был объявлентендер на их закупку, то конкурс сорвался. По словам директора «Запорожэлектротранса» Юрия Папача, в документах всех участников были нарушения.
И снова про GPS-навигацию забыли до 2018 года, когда «Запорожэлектротранс» заказал после тендера у фирмы «Дозор Україна» 180 GPS -датчиков, 51 датчик уровня топлива, 16 электронных табло прогнозирования времени приезда транспорта и рабочее место центрального диспетчера за 1,95 млн грн. По информации издания «Наші гроші», более дешевые предложения других фирм тендерный комитет отклонил. При этом,как пишет издание, в 2019 году тоже коммунальное предприятие купило у того же поставщика 14 GPS -датчиков уже дешевле. Для сравнения: в 2018 году один прибор покупали за 3 тыс. 335 грн, то в 2019 году цена за один датчик снизилась до 3 тыс. 276 грн.
Когда планируют внедрить е-билет?
Вфеврале 2019 года депутаты Запорожского горсовета на сессии утвердили план развития общественного транспорта на год. Это должно было бы ускорить процесс перехода к безналичной оплате проезда, но не в Запорожье. Дело в том, что на сайте мэрии есть несколько проектов о реформе в транспортной сфере. Еще 20 декабря 2017 года депутаты приняли решение№67 о «карточке запорожца». Сейчас уже почти середина 2019 года, и где эта карточка?
В марте того же года решением №69 горсовет поддержал петицию о единой системе расчетов. После этого, в марте 2018 года появился проект решения о поиске инвестора для внедрения е-билета и автоматизированной системе учета пассажиров. Но эта инициатива не понравилась в мэрии и профильном КП.
Проекты решений на этом не закончились. Вапреле 2019 года свою идею предложил мэр Запорожья Владимир Буряк. Кроме этого, на сессию, которая состоится 29 мая, планируется вынести проект решения овнедрении единой интегрированной интеллектуальной транспортной системы в городском коммунальном транспорте для 49 троллейбусов, 100 автобусов и 75 трамваев. Эта система предусматривает не просто безналичную оплату проезда, а и внедрение карты запорожца. Если решение будет принято в конце мая, то дальше нужно привлекать инвесторов и разрабатывать условия конкурса.
Это похоже на то, как народные депутаты принимали «языковой закон» и перед этим рассматривали около 2 тысяч поправок. Заниматься написанием проектов можно бесконечно, но люди ждут результата. Чтобы хоть чем-то порадовать горожан, вместо запуска электронного билета в Запорожье объявили о запускепродаж комбинированных проездных.
Все, чем пока может похвастаться городская власть, это запуск на одном из не самых популярных автобусных маршрутов №38«ДК ЗАлК — ул. Рубана — ДК ЗАлК» оплаты по QR-коду. Это наклейки в общественном транспорте, с помощью которых через приложение в Privat24 можно оплатить проезд несколькими кликами в телефоне. Никаких комиссий банк не берет, а пассажир оплачивает только стоимость билета. Кроме QR-кодов ПриватБанк готов установить в общественном транспорте Запорожья валидаторы (платежные терминалы) с помощью которых можно оплатить проезд картой любого банка. Такая система хорошо себя зарекомендовала в Днепре, где в трамваях №1 установили 192, а также во Львове, Кривом Роге и других городах. В этом случае городской бюджет не тратит ни копейки на закупку, установку и обслуживание устройств. Всем этим занимается банк.
Так что лучше: ждать инвестора и возвращать ему деньги, или установить оборудование для безналичной оплаты в сжатые сроки? Ответ очевиден, тем более, что Запорожье должно выплачивать долги за новый коммунальный транспорт.
Владислав Гецко