“Made in Ukraine”: история успеха предприятия, которое шьет одежду европейских брендов, - ФОТОРЕПОРТАЖ
“Made in Ukraine” - такую надпись на бирке сегодня встречают на своих костюмах и пальто тысячи европейских мужчин. Голландия, Дания, Германия, Франция – это далеко не весь перечень стран, которые заказывают мужскую одежду у производителя из Украины. Сегодня, общество с дополнительной отвественностью “Трембита”, расположенное в Черновцах, поставляет свою продукцию на рынки Европы, а ведь еще четверть века назад – оно находилось на грани закрытия.
Журналисты 061 побывали в цехах предприятия, которое одевает французов, немцев, англичан и итальянцев. Мы увидели, кто и как создает брендовые костюмы и узнали, как украинское предприятие сумело завоевать рынки Европы.
“Швейное производство относится к легкой промышленности, но на самом деле – это далеко не легкая работа”, - говорит генеральный директор “Трембита” Стелла Станкевич. Она руководит предприятием 35 лет и знает о швейном деле буквально все.
В советские времена предприятие шило мужскую и женскую одежду, детские костюмы и комбинезоны. Однако, с распадом СССР, такие производители, как “Трембита”, остались без сырья и вынуждены были самостоятельно искать варианты выхода из кризиса. Свой рецепт выживания нашло и это предприятие из Черновцов.
“Когда распался Советский Союз мы остались одни, предприятием никто не интересовался. Помню, как в 1992 году в Киеве проходила ярмарка по продаже швейной продукции. Мы тоже решили участвовать. Приехали, но так как тканей не было, то пошили только образцы. Наши друзья из Туркмении пришли на ярмарку, подошли к нашему стенду. Им очень понравилась наша продукция и они сказали, что хотят покупать ее у нас. В те времена можно было по бартеру работать и я спросила, а что они могут предложить взамен. Мне сказали: хлопок. Согласилась”, - вспоминает Стелла Станкевич.
Дальше, хлопок нужно было обменять на другой товар. Соответственно, необходимо было найти того, кто готов дать что-то еще.
“На тот момент я была знакома с директором румынской трикотажной фабрики. Встретилась с ним и сказала, что хотела бы предложить им хлопок. Он был счастлив. Потому как вся Румыния тогда тоже остановилась – не было хлопка. Я предложила им хлопок, а они мне – ткани. Так я и вышла из ситуации”, - рассказывает Станкевич.
После этого, она поехала в Туркмению, где ей загрузили 15 вагонов хлопка, который нужно было отправить в Николаев.
“Мне тогда сказали, что если по дороге состав остановится, то останусь ни с чем – все украдут. Села с машинистом в локомотив и контролировала, чтобы ехал без остановки. Уже потом я узнала, что предпринимателями из Туркмении оказались племянники Ниязова (Сапармурат Ниязов – бывший президент Туркмении, - прим.ред.)”, - говорит руководительница предприятия и добавляет, что именно благодаря той сделке предприятие сумело не только пережить кризис, но и фактически заново родиться.
Был период, когда на предприятии шили и днем, и ночью. Однако, учитывая, что львиная часть колектива – женщины, то “Трембиту” перевели на работу в одну смену.
“Стараемся делать социальный пакет для сотрудников. Даю кредиты безпроцентные: на обучение, лечение. Швея получает в среднем 10 000 гривен. Плюс - 5% на питание премия, 300 гривен на проезд. Мы занимаем первые места и по качеству продукции, и по охране труда. В цехах есть современное оборудование, стараюсь сделать все, чтобы человек работал в комфортных условиях, чтобы люди не хотели уезжать за границу”, - рассказывает во время экскурсии по цехам Станкевич и говорит, что только в этом году, благодаря поддержке европейских партнеров закупила новое оборудование на общую сумму в 300 тысяч евро.
“Все производство у меня сейчас автоматизировано. Все автоматы, которые есть в мире в швейных цехах, у меня все это есть”, - говорит Станкевич.
Сегодня “Трембита” отшивает ежемесячно по 20 000 пиджаков только для Франции. Кроме этого, есть заказы и для других стран. Руководительница предприятия без лишней скромности говорит: в Европе очень довольны ее работой.
“Нас просят принять заказ, а я не могу, потому что мы загружены. Зимой шьем на лето, а летом – на зиму. Мы разные бренды шьем. Поставщики дают сырье, а мы отшиваем и отдаем. Я ни с кем не конкурирую, я – лучшая. У меня есть свой стиль работы, у меня нет конкурентов”, - говорит Станкевич.
90% одежды, пошитой на «Трембите», уходит на экспорт в Европу, Америку и Азию, в Украине остается только 10%. Естественно, во время посещения предприятия, журналисты не обошли стороной и вопрос цены. К примеру, пиджак стоит порядка 600 долларов, но можно купить и за 1800, и за 2500 гривен. Все зависит от ткани.
“А вот что касается качества, то оно все европейское. Я не представляю, чтобы я для Европы шила по одним стандартам, а для Украины – по другим”, - заверяет гендиректор.
По ее словам, в Украине есть всего несколько фирменных магазинов “Трембиты”, в чужие магазины под реализацию товар не дает. Говорит: устала от обмана и воровства.
Она признается, что сегодня тяжело и много работать мало кто хочет, но украинскому производителю это на руку.
Для того, чтобы брендовая одежда, сделанная в Украине, соотвествовала модным тенденциям, модели для пошива дает заказчик. Впрочем, на «Трембите» также создали конструкторский отдел, сотрудники которого разрабатывают модели, подстраиваясь под тот или иной рынок сбыта.
“Я очень хочу видеть на улицах красивых людей. Мне одинаково приятно, когда красиво одеты и женщины, и мужчины. Мы хотим развиваться, видеть новое. Мы учимся и постоянно развиваемся”, - подытожила Стелла Станкевич и добавила, что фраза “Made in Ukraine” давно уже стала синонимом качества.