В Запорожье восстанавливают легендарный "Метеор" - пассажиры будут сидеть на креслах из Греции, - ФОТОРЕПОРТАЖ
Единственный и последний в Украине «Метеор» - корабль на крыльях - уже пятый год пытаются восстановить в Запорожье. Он был выпущен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске. Отработал всего 4 года. Потом оказалось, что речной флот не нужен, а такие судна «едят» много топлива и их решили порезать на металл. Уцелели единицы — этот «Метеор-37» - один из них. Он простоял на причале порядка 30 лет. Потом его выкупил бизнесмен из Канева, решил восстановить, пустить в рейс Канев — Киев, однако не рассчитал силы, точнее финансовые возможности.
Вернуть к жизни «крылатый корабль» пытается капитан и механик Владимир Осадчий. Когда-то он работал на «Метеоре-5».
«Очень престижно было работать на «Метеорах». По пять лет люди ждали, когда их назначат. Самые лучшие воспоминания. Молодость связана с ними. Ушел с «Метеора» только потому, что они остановились. Вот этот закончу реставрировать и выйду в рейс, если позовут», - говорит Владимир Николаевич.
Его рабочий день начинается в 8:00. Летом, из-за жары, работать получается только до обеда, потом стальной «метеор» нагревается и работать внутри становится невозможно. Осадчий сам себе начальник. Реставрацией судна занимается один. Сам установил двигатель, отремонтировал каюту, заменил обшивку, частично поставил новые кресла. Кстати, когда-то они стояли на таком же «Метеоре», но он работал в Греции.
«Прожорливость» - главный минус «крылатого судна». За десяти часов пути ему нужно было 3 тонны топлива.
«Раньше соляра была дешевле минеральной воды. Деньги никто не считал. Тут двигатели стоят не экономичные. Нужно менять», - комментирует механик Осадчий и добавляет, что на данный момент, корабль технически готов на 70%. При наличии финансирования, реставрацию можно было бы завершить за год. Цена вопроса — порядка 100 тысяч долларов.
50 лет назад эти теплоходы были чем-то вроде современных маршруток, только дешевле и быстрее. К примеру, до Днепропетровска из Запорожья благодаря скоростному флоту было можно домчаться всего за один час, до Одессы – за 10.
«Еще одно преимущество: разогнавшись и «встав» на крыло, такие корабли будто замирают – их не качает и не трясет. Ну, если конечно, не штормит – в противном случае немного нездоровится пассажирам, сидящим в районе носа судна. От речного вокзала «Запорожье» в 1984-м крылатые корабли стартуют на Одессу, Очаков, Херсон, Никополь и населенные пункты Запорожской области. От порта Ленина на «крыльях» можно добраться до Днепропетровска (12 рейсов в день!), Днепродзержинска, Кременчуга, Черкасс, Канева и Киева. Проезд стоит чуть дороже поездки в железнодорожном «плацкарте», но компенсируется красивыми пейзажами за иллюминаторами», - рассказывает известный запорожский краевед Роман Акбаш.
Мы попросили Романа немного «пошерстить» архивы и отыскать в них фото «Метеоров» в работе.
О том, что транспорт был доступным и востребованным, говорят вот такие объявления в газетах того времени:
Владимир Осадчий заверяет, крылатый корабль будет пользоваться спросом и сегодня. Главное - найти инвестора, готового завершить реставрацию и взять на содержание «Метеор».
«Очень хочу, чтобы он вышел на воду, Он разгоняется до 65 км в час — это самолет на воде», - пожытожил Осадчий.
Фото Екатерины Клочко и из архива Романа Акбаша