Запорожский транспорт: трамвай (ФОТО)
Продолжаем нашу серию материалов о транспорте города движения "Воля Запорожская".
Когда речь заходит о трамваях, большинство горожан представляет себе громыхающий гроб на колесах, который при движении раскачивает люстры в соседних домах. К сожалению, в Запорожье во многом это так и есть.
Но учитывая, то внимание, которое трамваям уделяется, это они еще неплохо держаться. Представьте, что было бы с вашим автомобилем, если бы он был 70-го года выпуска, перевозил бы сотни тысяч пассажиров и ремонтировался бы раз в 5-10 лет. О нет, это был бы не автомобиль, а дырявый конкурент мусорного контейнера.
Более того, сотни миллионов гривен вбуханы в дороги, которые при этом далеки от идеала, мягко говоря. А вот в трамвайной инфраструктуре города, до сих пор на стрелках водители ломом вручную переключают рельсы. 21 век на дворе! У тысяч горожан в карманах телефоны и сматрфоны мощнее чем то оборудование, с помощью которого Гагарина в космос запускали. А у трамваев – лом рабочий и нужный инструмент. И даже при таком отношении, расчетный срок службы трамвая – 40 лет, с капремонтами через каждое десятилетие.
Трамвай – экологически выгоден настолько же, насколько и троллейбус. Но если троллейбус на 30% экономически выгоднее автобуса, то трамвай, в свою очередь опережает троллейбус еще на 20%, по стоимости эксплуатации.
Эта экономия появляется за счет четкой траектории движения и отсутствия маневров, а также за счет меньшего сопротивления покрытия – рельсов. То есть трамвай, рельсовый транспорт – самый экономически и экологический выгодный для города транспорт.
Не так давно, трамваи в Запорожье выпилили с проспекта Ленина, лишив основную городскую транспортную артерию ключевого носителя пропускной способности. Это классическая градостроительная ошибка и вредительство, которому трудно найти оправдание.
Замена трамвайной линии на еще одну полосу движения, приводит к увеличению пропускной способности, измеряемой в количестве транспортных средств, а не пассажиров! Пускай по этой полосе за 5 минут смогут проехать теперь еще 50 автомобилей. При хорошем раскладе, мы обеспечили проезд 75 пассажиров – не больше.
Мельком, но все же стоит еще отметить тот факт, что «высвобожденный» левый ряд на проспекте Ленина, для движения автомобилей, компенсируется возможностью свободной парковки в правом ряду. То по рядам дороги (только для автомобилей) у нас арифметика простая: +1-1. Думаю, не трудно читателю самому посчитать эффект «новаторского решения» – убрать трамвай. 0.
А трамвай бы за это же время перевез 200-250 человек! Максимальная пропускная способность трамвайной линии – около 22 000 человек в час! Никакой автотранспорт не может тягаться с таким показателем, не говоря уже об экономике перевозок.
Все эти цифры становятся реальными, когда оживает инфраструктура трамвая: бесшумные рельсы, комфортные составы, автоматические стрелки, удобные остановки. Вот сейчас обязательно найдется читатель, который скажет, что это все дорого и у города на это денег нет.
Но, еще раз, не сочтите за труд, поинтересуйтесь, сколько вбухано, по другому не скажешь, денег в ремонт автомобильных дорог только за 2012 и запланировано на 2013 годы. И очевидно, что в 2014, 15… 2020 и прочих годах дороги не будут отремонтированы окончательно. И тогда суммы на развитие трамвая перестанет вам казаться страшной. Все относительно.
Другой вопрос, что у нас люди не знают, не видели и не слышали, что такое нормальный(!) трамвай. Поэтому и привыкли с неуважением относиться к этому замечательному со всех сторон виду общественного транспорта. И этот пробел мы, частично, восполним прямо сейчас.
Итак, вагоны отправляются!
Берлин
Кёльн
Париж
Прага
Ах, да, дорогой читатель: «Это же Европа», «у нас же так никогда не смогут». Давайте-ка заглянем в менее развитые страны.
Алжир. Обратите внимание на здание на заднем плане – это каркасное немонолитное строительство – технология не самая новая. А трамваи уже как из космоса.
Марокко. Тоже совсем ведь не Европа.
Нет, все равно не убеждает? Все равно не у нас? Хорошо, давайте еще ближе возьмем примеры.
Обкатка скоростного трамвая в Москве
Еще Москва.
Питер
Киев
Далее совсем небагатые города. Златоуст
Самара
Пермь
А вот новые, наши, украинские трамваи «Богдан». Появятся ли они в Запорожье?
В комментариях к предыдущему выпуску написал добрый человек, что из 15 трамвайных маршрутов у нас осталось 7. Но вот знаете, совсем не хочется только сгущать краски. Кроме понимания недостатков, важно видеть и хорошее. Здорово, что у нас хоть эти семь остались. Это все же лучше чем 0. Нам все же еще есть что восстанавливать и развивать.
Вот, например, единственный(!) вид общественного транспорта в Сомали – маршрутки.
И все. И никаких перспектив для живущего поколения сомалийцев пока не предвидится.
Так что не все в Запорожье так уж ужасно и отвратительно. Есть, есть и хорошее.
Читайте также статьи :«Запорожский транспорт: нужна только Воля», «Запорожский транспорт: вперед в прошлое», «Запорожский транспорт: троллейбусы».