Запорожский транспорт. Парковка в городе должна быть платной
Продолжаем нашу серию материалов о транспорте города движения "Воля Запорожская".
Как ни странно, но разговор о парковке в городе логично начать со строительства, мостов в Запорожье. Вернее, с того, зачем новые мосты на Бабурку строятся в целом. А строятся они затем, чтобы удовлетворить возросший спрос на пропускную способность дорог, с которым мосты Преображенского уже плохо справляются.
Мосты и развязки, как мы можем наблюдать, дорогущее решение. Организационно сложное решение. И политическая карта одновременно. Когда они будут достроены, сказать пока не может никто.
Необходимость повышения пропускной способности – несколько неожиданная потребность для города и страны, население которых сокращается. Как же так, людей становиться меньше, а потребности в перемещении больше?
Еще и настолько, что новые мосты потребовались. Дело в том, что хотя количество жителей и сокращается, число личных автомобилей – растет. И именно по этой причине – обилия частных автомобилей – городу не хватает пропускной способности на некоторых участках уже сегодня. Автомобили есть у многих людей, но все же, это не большинство.
Даже в более богатой, но уже задушенной пробками Москве, только 20% постоянно перемещаются на личном автотранспорте. Просто они более заметны, потому, что занимают больше места. И, в первую очередь, под парковку.
Чем же так вредна бесконтрольная парковка лично автотранспорта в городе?
1. Свободно оставляя машину в правом ряду, автомобилист практически «выключает» полосу движения. В первую очередь, для общественного транспорта. На проспекте Ленина и других важных артериях это недопустимо. У нас трамвай убрали, чтобы добавить еще одну полосу, но отдали ее под парковку. Сотни человек не должны задерживаться в общественном транспорте из-за такого попустительства.
См. «Запорожский транспорт. Троллейбусы».
2. Бесплатная парковка увеличивает количество автомобилистов в городе за счет «трудовых поездок». Сегодня можно приехать в центр города и бросить автомобиль на том же проспекте на целый рабочий день. Или на тротуаре, какие проблемы? Или на газоне. Такая свобода порождает ситуацию, в которой все, у кого хватает денег на бензин, хотят приехать в город на автомобиле. И приезжают.
Именно такое огромное количество транспортных средств порождает заторы, пробки и увеличение числа ДТП. И потом люди апеллируют к власти, мол, как же нам ездить? А власть начинает строить мосты, дороги и развязки. К сожалению, это не выход. Таким путем пошли градостроители в США. Начали строить огромные дорогущие развязки. Вот, например, Лос-Анжелес.
И что же? Пробки исчезли? Вовсе нет. Автомобили заняли все выделенное пространство. Вот, типичный час пик.
3. Парковочных мест на всех не хватит никогда. Чем больше будет свободной парковки, тем больше автомобилистов будет приезжать в город. Тем выше будет загруженность дорог, со всеми вытекающими. Не спасут и специальные паркинги. Нормативная площадь офиса на одного работника – 8 метров квадратных, на стоянку для автомобиля нужно не менее 16. То есть для одного офисного здания в пять этажей, по идее, нужно строить десятиэтажный паркинг. Это безумие.
Вот пример офисного здания, которое наполовину(!) перекрывает потребности работников в парковке.
Как же можно решить эти проблемы?
Нужно ограничить площадь для парковки на дорогах, а специально выделенные под парковку места сделать платными. К сожалению, это единственное решение. Стоимость парковки должны быть такой, чтобы исключить именно трудовые поездки. Чтобы человеку было дорого держать припаркованную машину в городе целый день. Естественно, такие меры должны сопровождаться оперативным выявлением нарушителей и высокими штрафами.
У нас такие попытки уже были и закончились они ничем. Причин тому несколько.
1. Водителям никто ничего не объясняет. Никто не объясняет, что ограничение парковки – это самый эффективный метод контроля количества транспортных средств в городе. Эта проблема актуальна не только в связи с парковками, но практически со всеми действиями властей. У нас не принято объяснять что-то гражданам, это считается проявлением слабости. «Раз мы делаем, значит так нужно». Отсутствие диалога – огромная проблема.
2. Непрозрачность доходов и расходов. Куда и в каком количестве поступают деньги, как они расходуются – тайна сия велика. Естественно, не только в вопросах парковки. Для того чтобы решить эту проблему, нужно сделать в Запорожье абсолютно прозрачную систему контроля этих средств. И направить их, в первую очередь, на развитие общественного транспорта, в который пересядет часть автомобилистов.
3. Водители сегодня уверены, что те налоги и сборы которые они платят, покрывают полностью ремонт и содержание дорог. На самом деле, все сборы с водителей покрывают не более 40%, остальное – за счет налогоплательщиков. В том числе и тех, у кого нет автомобиля.
4. Ничего так не дорого нам, как «халява». Своя рубашка ближе к телу. В стране огромное множество проблем и несправедливости, но вспомните, какой шум был, когда прикрыли EX.UA. Мало что нам так дорого, как халява.
5. У нас пока нет культуры платной парковки. Несмотря на очевидные проверенные системные бонусы такого подхода, мало какой политик может пока удержаться от того, чтобы не разыграть эту карту бесплатной парковки. Это чистой воды популизм и обман. Но этот популизм и обман работает.
Во всем этом есть и парочка хороших новостей. Системное ограничение парковки в городе позволит снизить трафик примерно на 30%. То есть автомобилей на дорогах станет меньше и ездить будет удобнее.
Город получит правые полосы в пользование общественного транспорта – стало быть, ОТ будет ездить быстрее и перевозить больше пассажиров. Транспортная система города перейдет от стагнации к развитию.
Эпохальное строительство мостов в Запорожье направленно на увеличение пропускной способности, измеряемой в количестве транспортных средств. На самом же деле, эта пропускная способность должна измеряться в количестве человек. Ведь город, в первую очередь – это место для жизни людей. Людей, а не машин. Тут более чем уместно повторить картинку о приоритете в городской среде:
Догадываюсь, что предложение сделать парковку платной, на первых порах не найдет понимания и восторга у автомобилистов. Мягко говоря. Эмоции возьмут верх. Но тема эта важна и актуальна.
Будьте любезны, дорогой читатель, оставьте в комментариях свои вопросы, возражения или одобрения. На все вопросы мы постараемся дать детальный ответ или разъяснение. При необходимости и отдельной публикацией.
Читайте также статьи :«Запорожский транспорт: нужна только Воля», «Запорожский транспорт: вперед в прошлое», «Запорожский транспорт: троллейбусы», «Запорожский транспорт: трамвай», «Почему плохо работает?».