Запорожский транспорт. Экология
Продолжаем нашу серию материалов о транспорте города движения "Воля Запорожская".
Традиционной проблемой для Запорожья является грязный воздух. Это тема для бесконечных дискуссий и анекдотов. Запорожье – промышленных город, и как-то нас уже даже приучили, что проблемы с экологией – естественная плата за содержание некогда градообразующих предприятий. В такой ситуации, любого экологического активиста легко маркировать паникером и саботажником. «Ага, мол, ты хочешь, чтобы заводы закрыли?! Где наши деды и отцы работали! Город хочешь погубить!»
Еще более далеким от реальности выставляется человек, поднимающий тему экологии транспорта. «Да ты посмотри, сколько у нас заводы выбрасывают в атмосферу, машины – это просто пшик»! И именно поэтому, тема экологии транспорта заслуживает отдельного материала. Кстати, GPS мониторинг транспорта необходим каждому водителю.
Выхлопные газы. Никто не считал статистику именно по Запорожью, но для «обычных» городов, 80-90% загрязнения воздуха это именно автомобильные выхлопы. Чем старше автомобильный парк, чем хуже показатели топлива, тем токсичнее «жизнедеятельность» машинного мира. А у нас до 40% автомобилей – отечественного производства. При всем уважении к соавтопрому, автомобили часто не выдерживают норм выбросов даже по выходу из завода. Еще к нам поступает куча б/у автомобилей из Европы, в том числе, строительная техника, грузовики, «полуфабрикаты маршруток». Зачастую вся эта техника минимально ремонтируется и адаптируется «чтоб работала», безо всякой заботы об экологическом аспекте. Ну и маршрутки у нас вообще «костяк» транспортной системы.
Плачевное состояние общественного транспорта (экологически безопасных трамвая и троллейбкса), бесконтрольная парковка в городе, приводят к тому, что каждый человек, заработавший на личный автомобиль, стремиться использовать его по максимуму – во всех поездах, в том числе и трудовых – на работу. Улицы наполняются автомобилями, пробки и заторы только ухудшают ситуацию.
Техногенная пыль. Эта пыль «производится» трением покрышек об асфальт. Частички асфальта, разбитого шинами машин, частички самих шин поднимаются в воздух, на них налипают самые разные химические вещества, содержащиеся в воздухе. Они попадают в легкие горожан и не выводятся никогда. Если мерить цифрами, то дисперсная пыль становится причиной смертей от 9% раковых заболеваний легких, 5% сердечно-сосудистых заболеваний, 1% смертей от инфекционного поражения легких (по данным ВОЗ). Смертей, не какого-то абстрактного «ухудшения здоровья».
В Воронеже, где практически полностью заменили электротранспорт на автобусы и маршрутки, указанные выше факторы привели к скачкообразному приросту легочных заболеваний на 30%!
Шум. К нему мы практически привыкли и перестали замечать. Бактериолог Роберт Кох почти сто лет назад предсказал, что "когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой". Шумовое загрязнение города более чем на половину обязано именно транспорту. Конечно же, у нас его и не меряют – не до того. Несмотря на то, что мы быстро привыкаем к шуму, он не теряет своего пагубного воздействия. Завышенный шумовой фон вызывает у человека раздражение и агрессию, артериальную гипертензию и активно развивает депрессию.
Есть и еще факторы: утрата качества городской среды, автомобильная «растянутая» архитектура города, сокращение и стагнация пешеходных зон, уничтожение газонов бесконтрольной парковкой…
К сожалению, сейчас трудно увидеть в городе следы открытой системной работы над городской экологией и экологией транспорта. Имеются в виду открытые долгосрочные программы с реальными показателями и возможностью публичного их отслеживания.
В то же время, выходы из экологического провала очевидны: это регулирование количества частных автомобилей в городе (Парковка в городе должна быть платной), развитие электротранспорта (Троллейбус, Трамвай), развитие пешеходных зон, развитие велоинфраструктуры (Нужна только воля), которая пока остается лишь в пламенных речах, строительство объездной дороги для транзитного транспорта…
Тут важно сделать еще одно отступление. Автор совершенно не против автомобилей как таковых. Личный автомобиль – это благо и достижение цивилизации. Но использование автомобиля в городе можно и нужно ограничивать в той мере, в которой автомобиль мешает человеку. Ведь город – это в первую очередь место жизни людей, а уж никак не автобан.
Любите свой город.
Читайте также статьи :«Запорожский транспорт: нужна только Воля», «Запорожский транспорт: вперед в прошлое», «Запорожский транспорт: троллейбусы», «Запорожский транспорт: трамвай», «Почему плохо работает?», «Запорожский транспорт. Парковка в городе должна быть платной», «Запорожский транспорт. Когда починят все дороги?».