Два научных института дали заключение о том, что каолин на месте Беляевского месторождения не представляет никакой опасности
Представители отдела радиационного мониторинга природной среды Украинского гидрометеорологического института ГСЧС Украины и НАН Украины совместно с отделом специальной металлогении ГУ «Институт геохимии окружающей среды НАН Украины» подготовили протокол с результатом единых согласованных выводов по итогам детального исследования проб каолина на территории Беляевского месторождения.
Что такое каолин, как его добывают, и кто его проверяет
Еще в 70-80-х годах прошлого столетия во время георазведки подтвердилось о том, что на северной окраине села Беляевка в Вольнянском районе есть крупное месторождение каолина. Сам каолин является ценным сырьем для производства керамики, бумаги, резины, пластмасс, медицинских изделий, лакокрасочных материалов, клеев, мастик и других материалов. Это месторождение долгое время рассматривалось, как перспективное, но взяли на себя смелость по проектированию и разработке большого инвестпроекта по строительству обогатительной фабрики и разработки карьера представители «Беляевского обогатительного комбината» несколько лет назад.
Процесс добычи каолина планируют производить открытым способом без использования каких-либо взрывных устройств и химических материалов по всем международным нормам экологической безопасности. Сырье с карьера попадет на производство. Там, с помощью специализированного оборудования с использованием исключительно воды отделят каолин от песка. Далее «белую глину» просушивают и упаковывают. Это традиционный процесс добычи каолина, который применяют во многих странах мира.
Однако, отдельные представители громады выступили категорически против появления карьера, аргументируя свою позицию тем, что каолин несет радиационную угрозу и его разработка приведет едва ли не ко второму Чернобылю. Для того, чтобы детально разораться со всеми спорными вопросами была создана при Запорожской ОГА очередная рабочая группа, однако на этот раз с привлечением экспертов международного уровня и специалистов из различных сфер. Рабочая группа весной согласовала проект трехстороннего соглашения о научных исследованиях рисков радиационного загрязнения водных объектов и техногенного воздействия при добыче каолина. Заказчиком выступил Запорожский областной совет, а плательщиком - ООО "Беляевский обогатительный комбинат. В числе исполнителей привлекли отдел радиационного мониторинга природной среды Украинского гидрометеорологического института под контролем Олега Войцеховича. Он является экспертом международной группы агентств по атомной энергии.
Ученые провели масштабную работу по нескольким направлениям – оценка радиологических угроз в районе планируемой деятельности добычи каолиновых глин; проведение анализа отбора проб воды из скважин местного водопользования, колодцев, прудов, подземных водна показатели минерализации, а также удельной активности радионуклидов уран-ториевых рядов; отбор образцов каолиновых глин для определения содержания в них радионуклидов; анализ загрязнения почв и пыли (аэрозолей). Главный вопрос, который стоял перед экспертами - раз и навсегда поставить точку в вопросе радиации и дать оценку безопасным ли является добыча каолина на этой местности для жизни и здоровья людей.
Что говорят экспертные заключения двух ведущих научных институтов страны
Когда отдел радиационного мониторинга природной среды Украинского гидрометеорологического института ГСЧС Украины и НАН Украины (УкрНИГМИ) во главе с Олегом Войцеховичем во всю трудились над поставленной задачей и получили на исследование пробы каолина, внезапно выяснилось, что свои пробы каолина решили отправить на альтернативное исследование и представители общественной организации «Вольтерра». Активисты во время проведения геологических работ получили от БЗК беспрепятственный доступ на объект и возможность также получить пробы каолина. Их они направили в тайне на исследование в другой научный институт, чтобы получить несколько экспертных мнений. Несмотря на то, что на рабочей группе мало, кто понял смысл этого действия и не оценил необходимость конспирации, но «Вольтерровцам» все же предоставили такую возможность. В настоящее время стало известно, о том, что эти два научных института завершили проводить свои независимые исследования и уже подписали совместный протокол совещания.
Так что с радиацией? Есть ли она в каолине или нет?
Руководитель отдела радиационного мониторинга природной среды Украинского гидрометеорологического института Национальной академии наук Украины Олег Войцехович:
«Мало просто померить содержание. Важно сопоставить это с критериями безопасности. В нашем отчете мы показали реальную объективную картину и указываем о природных радионуклидах. Из уран-ториевого ряда состоит вся наша земля. В любом кусочке гранита есть уран, радий. Вопрос только в его количестве и доступности.
В нижних слоях каолина есть незначительное превышение природных уровней, но они находятся в пределах норм радиационной безопасности и санитарных норм. Более того,85% отобранных проб (а их было всего 72) имеют уровни активности ниже базового и попадают в категорию освобожденных от регулирующего контроля. Простыми словами, такое сырье абсолютно безопасно и может использоваться, где угодно. А 15% этого материала имеют небольшое превышение и относится уже ко 2 классу. Они также являются безопасными, но просто нельзя его использовать для изготовления детской посуды, а вот на облицовочные и строительные материалы – вполне»
Старший научный сотрудник, доктор геологических наук ГУ "Институт геохимии окружающей среды Национальной академии наук Украины" Валентин Верховцев:
«Результаты показали о наличии 85% чистых проб. По нашим данным от 10 до 15% проб переходят во второй класс. Это значит, что такое сырье можно использовать, как материал для строительства. Вот и все. Мы указывали о том, что необходимо проводить естественный контроль рабочих мест и контроль за отходами. Содержание в какой-то одной пробе может быть и повышенным, но по итогу на всю территорию результат может быть нулевым.
Мы говорили о том, что наша работа не совсем представительна, поскольку мы делали анализ на пробах, отобранных заказчиком (ОО «Вольтерра», - прим. ред).Мы никогда такого не делали и вообще за всю мою жизнь это второй случай, когда пробы отбирал не я.Важно отбирать пробы в присутствии заинтересованных сторон и составлять протокол отбора на эти пробы. В отчете указано, что работы выполнены по пробам заказчика без протоколов и показа размещения точек отбора на местности».
Безопасным ли будет добыча каолина на этой местности и не навредит ли это здоровью людей?
Руководитель отдела радиационного мониторинга природной среды Украинского гидрометеорологического института Национальной академии наук Украины Олег Войцехович:
«Каолин не несет опасность для населения. Там никуда ничего не полетит. Как и в любом производстве, какая-то пыль может образовываться, но там предусмотрены специальные мероприятия.По тому содержанию уран-ториевого ряда в каолинах, те дозы, которые смогут получать люди, они в разы ниже тех, при которых стоит беспокоиться.
Мы провели совместные заседания и разобрались с методическими нормами. Наши данные совпали в рамках доверительного интервала с данными, предоставленнымиГУ «Институт геохимии окружающей среды». Мы пришли к совместному выводу, что это безопасно. Уже 4 лаборатории меряли и примерно одни и те же уровни мы имеем. Я хочу подчеркнуть, что наши украинские нормы радиационной безопасности еще более жесткие, чем европейские.
Старший научный сотрудник, доктор геологических наук ГУ "Институт геохимии окружающей среды Национальной академии наук Украины" Валентин Верховцев:
«Никому он там не опасен. Просто нужно работать с умом. У вас вообще там другая серьезная проблема, не связанная с каолином. Комбинат имеет право там работать, но нужен определенный контроль. Должен привлекаться сертифицированный радиометрист, я не знаю, может он у них и есть там. Важно сделать хорошее пылеподавление в карьере и так далее.
Я всю жизнь работаюи сдаю в разработку достаточно серьезные месторождения, включая и урановые, должен сказать, что ни разу не было, чтобы не было кого-то, кто был бы не против. Тишина только в тех районах, где уже все действует и под 80% населения завязаны на работах.
Что не так с водой? И как можно решить эту проблему?
Руководитель отдела радиационного мониторинга природной среды Украинского гидрометеорологического института Национальной академии наук Украины Олег Войцехович:
«Да, в регионе есть большая проблема. Она связана именно с региональным влиянием и большим уровнем урана, содержанием минерализации и суммарной альфа-активности в воде. Эту проблему необходимо решать однозначно. Причина кроется в Украинском кристаллическом массиве и гидрогеологией в этом районе. Так было всегда, просто никто на это раньше не обращал внимание. Эти воды подземные разгружаются в речку Вольнянску, малые реки, пруды, колодцы. Люди даже пили эту соленую воду с высоким содержанием урана.
Мы хотели бы объяснить людям, что мы диагносты и нам важно в первую очередь поставить диагноз, а потом уже с ним бороться. Есть специфика, связанная с формированием подземных вод и высоким загрязнением подземных вод напорных горизонтов. Есть способы решения этой проблемы и важно найти ресурсы, создать региональную программу».
Старший научный сотрудник, доктор геологических наук ГУ "Институт геохимии окружающей среды Национальной академии наук Украины" Валентин Верховцев:
«Мы видим превышения по урану в воде. Это касается наличия в вашем регионе так называемых «рудопроявлений». Мы приложили к отчету карту с месторасположением таких проявлений. Отсюда идет и превышение урана по воде.
Очень важно и, возможно, мы даже напишем такой проект, чтобы на региональном уровне провести детальное исследование, ориентированное на качество воды с учетом тех урановых проявлений, которые нам сейчас известны.
Если говорить коротко, то стороны пришли к общим выводам по трем позициям: содержание природных радионуклидов в 85% проб каолина имеют низкую активность и отвечают полному освобождению от регулирующего контроля; деятельность БЗК на этапе добычи и переработке каолиновых глин при условии соблюдений мероприятий мониторинга является вполне безопасной и не требует регуляторного контроля; основной проблемой на этой местности является не каолин, а высокое содержание урана в подземных и поверхностных водах в связи с региональной аномалией.
Послесловие
При этом,даже при наличии результатов научных исследований, все еще используются попытки отдельными людьми на Вольнянщине вводить в заблуждение громаду и использовать их доверие в своих целях. В социальных сетях появилось уведомление о сборе людей из Вольнянска в противодействие «небезопасному радиационному карьеру» якобы в связи с получением результатов исследований. Логичным является вопрос, зачем это делается и почему в очередной раз под свои интересы трактуются результаты исследований специализированных научных учреждений?