В Запорожской областной больнице продолжаются кадровые чистки: медучреждению грозит дефицит профессионалов (ФОТО, ДОКУМЕНТЫ)
Уволенный работник со стажем свыше 20-ти лет открыто заявила о кадровых «чистках» в больнице.
Последние полгода Запорожскую областную клиническую больницу (ЗОКБ) лихорадит: после Майдана на главное медучреждение области обратили пристальное внимание правоохранительные органы и представители собственника - облсовета. Об этом пишет газета «МИГ».
Теневые схемы старой власти
Склонные к таинственности проверяющие очень скупо делились информацией со СМИ. Правда, к общественности просачивались слухи о том, что при главвраче Сергее Тяглом (ставленнике экс-губернатора Александра Пеклушенко и экс-смотрящего Евгения Анисимова), назначенном на эту должность в феврале 2013 года, в больнице процветала система ежемесячных «взносов» от каждого отделения в пользу «смотрящего», принудительная отправка пациентов на обследование в лаборатории «Глобал-диагностик», использование в личных целях неучтенного оборудования и так далее.
А 3 июня появилось наконец официальное заключение постоянной комиссии облсовета по вопросам управления объектами совместной собственности громад области и ЖКХ, в котором было рекомендовано облсовету разорвать контракт и уволить главврача больницы Сергея Тяглого. Но депутаты на такой шаг не решились, поскольку на сессии появились около 50 представителей ЗОКБ, которые уверяли, что в больнице все спокойно, а коллектив сплочен как никогда. На этом можно было бы поставить точку, если бы...
25 лет спасения жизней для руководства - не аргумент
В редакцию обратилась заведующая отделением анестезиологии ЗОКБ Валентина Гаврилюк, которая рассказала совсем другую историю о «сплоченности коллектива» и методах руководства больницы по усмирению непокорных. И Валентина Гаврилюк доказала свою правоту в суде и не стала скрывать своего имени для прессы.
...Валентина Гаврилюк пришла на работу в ЗОКБ в 1989 году в качестве интерна, а уже в 1998 году была назначена заведующей отделением анестезиологии. Врач высшей категории, она имеет сертификат также инструктора, делится своим богатым опытом с другими врачами, окончила европейскую школу анестезиологии, - то есть является очень авторитетным специалистом в своей области. Никогда ни у одного главврача (а Валентина Петровна работала под началом Евгения Короленко, Виктора Якименко, Игоря Шишки) к ней не было претензий - одни похвальные грамоты и благодарности. С нынешним главврачом Сергеем Тяглым она 11 лет проработала в одной операционной, и у них никогда не было конфликтов. Тем удивительнее стала для нее метаморфоза хирурга, получившего руководящий пост. И не только хирурга.
«В сентябре прошлого года Сергей Васильевич берет начмедом мою воспитанницу Татьяну Евченко, которую я выучила и к которой вообще относилась как к дочери. Стоило ей переместиться в кабинет начмеда, как она заявила: «Я сделаю все, чтобы вы здесь не работали». К моему ужасу, ее слова не разошлись с делом».
Поиск поводов для выговора
Поначалу придирки руководства к работе заведующей отделением анестезиологии могли бы показаться смешными, если бы с течением времени не стали абсурдными и не оформлялись в виде докладных и рапортов. Например, основанием для одного из них стал тот факт, что сотрудник отделения при админобходе был без бахил. Другой факт: анестезиолог с медсестрой со шприцом и ампулой обезбаливающего в руках готовят пациента к операции, а появившаяся на пороге начмед Татьяна Евченко обвиняет врача в ненадлежащем хранении наркотиков - мол, им положено быть запертыми в сейфе. В ноябре прошлого года была ситуация, когда анестезиолога обвинили в смерти больной, которая ушла из жизни спустя 12 часов после окончания операции, и патологоанатом дал заключение, что это случилось из-за непрекращающегося кровотечения.
Наверное, только имеющие на руках онкобольных родственников люди знают, как тщательно подходят врачи к процедуре выписки наркосодержащих средств. В больнице же контроль за хранением и оборотом наркотиков поставлен очень надежно: за малейшую недостачу врач рискует не только местом работы, но и свободой. Но если здесь ежедневно проходит полсотни операций, на которых используется полтысячи ампул, в технических документах учета иногда случаются описки с исправлениями. И если кому-то нужно во что бы то ни стало придраться, то данный факт для неразборчивых в средствах людей вполне может сойти за халатность и небрежность, о чем они трубят на всех перекрестках к изумлению врачей и медсестер.
«Приступы абсурда» у руководства, увы, не единичны
Самое печальное, что не одна Валентина Гаврилюк была подвергнута гонениям. В прошлом году один из ведущих врачей ушел из больницы по собственному желанию при условии, что «не тронут» его сына, работающего в этой же больнице. Вынужден был уволиться и знаменитый трасплантолог, к которому еще два года назад на пересадки съезжались со всей Украины. Для нескольких врачей одного из хирургических отделений были созданы такие «условия», что они дружно уволились - остался только заведующий. А 25 марта пришел черед Валентины Петровны.
Рано утром она оступилась в собственной квартире и подвернула ногу. Осмотрев посиневший сустав, она все же поехала на работу: в плане у нее были две операции, и она не могла подвести пациентов. Около восьми, чтобы отстоять операции, она обратилась к травматологам родной больницы, которые откачали ей жидкость из сустава, обезболили и наложили повязку. В девять Валентина Петровна была на операции.
«Уволена! Я сказал: уволена!»
И тут ее вызывают к главврачу. Вы вообще можете себе представить? Больной под наркозом на столе, а анестезиолога зовут «на ковер». Но это, кажется сейчас в облбольнице в порядке вещей. «Перед Сергеем Васильевичем лежали два листа бумаги», - рассказывает врач. - Он прямо сказал: выбирай. Один - заявление об уходе по собственному желанию, другой - увольнение по статье. Я ответила: «Встретимся в суде».
Закончив операцию, Валентина Петровна почувствовала, что нога неимоверно разболелась, и обратилась за помощью в клинику «Мотор Сичи», где ей диагностировали разрыв связки, выписали больничный лист и на следующий день прооперировали. А 27 марта Валентина Петровна от сотрудников узнала, что приказ о ее увольнении на основании п.1 по статье 41 КЗоТ Украины (за одноразовое грубое нарушение трудовых обязанностей) был подписан главврачом Сергеем Тяглым 25 марта 2014 года.
Букет нарушенных администрацией законов
То, что это совершенно незаконно, понятно любому. Во-первых, никакого «грубого нарушения» она не допускала. С приказом об увольнении ее никто не ознакомил. Основания увольнения не огласили. Копию приказа не выдали, равно как и трудовую книжку. Уволили ее по статье, которая была к ней совершенно не применима. Далее, закон не позволяет увольнять человека, который находится на больничном. Наконец, так как Валентина Гаврилюк является членом профкома областной больницы, согласие на ее увольнение должна была дать вышестоящая профсоюзная организация. Но даже местный профком вынудили собраться 26 мая, спустя два месяца после официального увольнения.
Вообще трудно представить, чтобы главврач был настолько некомпетентен, чтобы избавиться от неугодного сотрудника путем нарушения целого букета законов. Похоже он доверился юристу-невеже, и уже государственные инстанции предупредили его, что он, мягко говоря, неправ. В апреле-мае на имя Сергея Тяглого были отправлены соответствующие разъяснения облздрава, областной организации профсоюза работников охраны здоровья Украины и территориальной инспекции по вопросам труда в Запорожской области. Никакой реакции! Что это: недомыслие или ощущение полной безнаказанности?
Суд: «Иск удовлетворить. На работе восстановить»
...23 июня Жовтневый районный суд Запорожья вынес решение: иск Валентины Гаврилюк о восстановлении ее на работе удовлетворить; увольнение признать незаконным; восстановить ее на должности заведующей отделением анестезиологии ЗОКБ; взыскать с ЗОКБ средний заработок за вынужденный прогул с 25 марта по 23 июня 2014 года в размере 20097,61 гривни.
Получив через десять дней на руки решение суда, Валентина Петровна вышла на работу. Но нервное напряжение последних месяцев привело ее 7 июля на койку кардиологического центра, откуда она выписалась 23 июля. А уже 24 июля все понеслось по новой: ей была дана для пояснений докладная начмеда Татьяны Евченко о якобы нарушениях санэпидрежима, датированных... 18 июля, когда Валентина Петровна опять-таки - находилась на больничном!
Абсурд на абсурде
«Так и не могу осознать, - говорит Валентина Петровна, - за что я и другие врачи подвергаются гонениям со стороны Сергея Васильевича. За то, что я всегда честно исполняла свои обязанности, не носила наверх «местовое» и не отправляла восвояси пациентов, у которых не было денег на взносы в благотворительный фонд? Или за то, что протестовала против несправедливости, учиняемой над моими коллегами? Сейчас же половина врачей из-за травли пьет антидепрессанты, больных стало меньше, атмосфера в коллективе удручающая, людей заставляют подписывать какие-то бумаги, которые потом «превращаются» в письма в поддержку главврача. Или в облсовете в его защиту выступают люди, которых никто на это не уполномочивал. По сути, в больнице командует несколько людей, преследующих, по мнению многих, личные цели».
Денег за вынужденный прогул Валентина Петровна по состоянию на 25 июля так и не получила. Ее обращения в облпрокуратуру и областной совет с просьбой дать правовую оценку незаконным действиям руководства ЗОКБ и привлечь их к ответственности остаются без ответа.
Вместо эпилога
По информации «МИГа», на сегодняшний момент в ЗОКБ практически парализована работа отделения ортопедии - у заведующего Олега Банита два выговора, идут постоянные проверки. Вынесен выговор заведующей отделением травматологии Ольге Богдан и ее старшей медсестре. Два выговора поданы в профсоюз на увольнение заведующего отделения радиологии, опытнейшего диагноста Бориса Гавриленко.