Что такое аниме?
Несмотря на то, что аниме всё чаще находит своих поклонников, многие ещё не знают, что же это такое. Итак, термин аниме произошел от англ. animation – анимация (мультипликация). Однако, аниме - это анимация, произведённая именно в Японии. Не просто нарисованная (ибо в эпоху повальных глобализации и интеграции рисовать можно, что угодно и где угодно), а именно произведённая или, проще говоря, придуманная. С понятием аниме тесно связано понятие «манга». Если на пальцах, то это комиксы, причем, в Японии они не являются прерогативой исключительно детей. Мангу в Стране восходящего солнца читают все, от мала до велика и на разные темы. Если можно так выразиться, то у многого аниме «ноги растут» именно из манги, т.е. аниме является экранизацией манги. Слово же «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году, и означает оно «гротески», «странные (или веселые) картинки». Однако сами японские комиксы существовали (под разными названиями) задолго до этого.
Часто считают, что термины «манга» и «аниме» ограниченны каким-то жанрами (фантастика, фэнтези) и графическими стилями (реалистичность, «большие глаза»). Это не так. Термины «манга» и «аниме» определяют только базовую культуру, на основе которой создаются соответствующие произведения.
Японская культура анимации и комиксов, безусловно, самая развитая и разнообразная в мире, при этом она во многом отличается от других национальных культур анимации и комиксов. Хотя смотреть аниме онлайн можно в любой точке мира не зависимо от национальности и страны проживания.
Собственно говоря, о существовании значительной национальной комикс-анимационной культуры можно говорить только в приложении к США, Японии и Франции (ФРГ и обе Кореи хотят, но пока не вполне дотягивают, Россия тоже хочет, но нам еще до таких высот развития культуры далеко...). При этом США и Франция - "европейские" страны с христианской ментальностью, а Япония - "восточная" страна с буддийско-синтоистской ментальностью.
Поскольку с точки зрения менталитета Россия все-таки ближе к Франции и США, японская массовая культура, частью которой являются аниме и манга, для нас не очевидна и не всегда понятна "с первого взгляда". Отсюда и необходимость отдельных терминов для японской анимации и комиксов - даже если они иногда кажутся похожими на американские или французские, глубинные культурные различия между ними все-таки весьма значительны.
Первые эксперименты с анимацией японцы начали в середине 1910- х , а первые аниме появились в 1917 году . Довольно долго аниме находилось на задворках кино , однако и здесь благотворную роль сыграли милитаристы , поддерживавшие любое " правильное " искусство . Так , два первых больших аниме - фильма вышли в 1943 и в 1945 годах соответственно и были художественной пропагандой , прославлявшей мощь японской армии.
Как и в случае с мангой , решающую роль в истории аниме сыграл Тэдзука Осаму , который предложил отказаться от бессмысленного соревнования с полнометражными фильмами Уолта Диснея и перейти к созданию ТВ - сериалов , превосходящих американские не по качеству изображения , а по привлекательности для японской аудитории .
Основная часть аниме - ТВ - сериалы и сериалы , созданные для продажи на видео (OAV- сериалы ). Однако есть и множество ТВ - фильмов и полнометражных аниме . С точки зрения разнообразия стилей , жанров и аудиторий манга существенно превосходит аниме , однако последнее с каждым годом догоняет конкурентку . С другой стороны , многие аниме - экранизации популярной манги , и они не соревнуются , а поддерживают в коммерческом отношении друг друга . Тем не менее , большая часть аниме - детское и подростковое , хотя встречается и аниме для молодых людей . Аудиторию средних лет завоевывает " семейное аниме ", которое дети смотрят вместе с родителями .