• Головна
  • Запорожская промышленность - фундамент, который нуждается в реконструкции
Запорожье. Территория возможностей
13:35, 10 червня 2015 р.

Запорожская промышленность - фундамент, который нуждается в реконструкции

Запорожье. Территория возможностей

Промышленность Украины дает более 3 млн. рабочих мест и обеспечивает создание не менее 20% ВВП. В то же время промышленное производство в Украине снижается с августа 2012 года.

Кумулятивно за 2012р.-10 мес. 2014. спад в промышленности составил 15,2%, и падение продолжается. Из-за падения объемов производства количество работающих в промышленности за этот период снизилась на 175 тыс. чел., в т.ч. в машиностроении - на 80 тыс. чел., прежде всего в восточных областях.

С учетом военного конфликта на Востоке Украины промышленный комплекс с чисто экономического фактора превратился в важную составляющую национальной безопасности.

Состояние сектора является неудовлетворительным по ряду системных проблем, таких как отсутствие действенных экономических стимулов субъектов хозяйственной деятельности осуществлять переоснащение производственных мощностей, вкладывать средства в разработку новых видов продукции и осваивать производство высокотехнологичных товаров, прилагать усилия для продвижения продукции на внешние рынки; неблагоприятный инвестиционный климат и недостаточные объемы иностранных инвестиций; высокие процентные ставки по кредитам и неразвитый рынок капитала; недостаточная защита интеллектуальной собственности в Украине; слабое развитие инфраструктуры.

Последствиями отсутствия проведения реструктуризации промышленности стали:

- Деградация структуры материального производства

- Оторванность отечественной промышленности от потребностей внутреннего рынка

- Недостаточный уровень инвестиций в основной капитал

- Износ основных фондов, высокая энерго- и ресурсозатратнисть промышленного производства

- Признаки деиндустриализации

В среднесрочной перспективе возможно остановить спад и обеспечить устойчивый рост промышленного производства не менее 7% в год, путем повышения конкурентоспособности продукции отечественных компаний и их интеграции в глобальные цепи стоимости, а также создать новые рабочие места.

В основе достижения устойчивого роста промышленного производства лежат возможности Соглашения об ассоциации и режим свободной торговли с ЕС, низкая стоимость рабочей силы в Украине и удобная логистика (выход к морю, межевание со странами ЕС). Это касается как имеющихся производств, так и «стартапов». Однако, эффект от этого для украинской экономики возможен не ранее чем через 3-4 года, поскольку организация новых производств и активное привлечение украинских предприятий к производственным процессам в ЕС на аутсорсинге требует времени.

Итак, в течение ближайших 1-2 лет необходимо интенсифицировать инвестиционные процессы модернизации и развития инфраструктуры и производственных фондов, которые создадут спрос на продукцию отечественных предприятий, прежде всего машиностроения. Это позволит компенсировать потери объемов экспорта в Россию, остановить спад промышленного производства, сохранить рабочие места и снизить социальную напряженность, особенно в восточных областях.

Металлургия, машиностроение и горно-добычи - это три кита, на которых стоит промышленность Запорожской области. Вместе они составляют полторы тысячи предприятий, двести пятьдесят - больших, и три десятка - промышленных гигантов. В Украине Запорожье занимает третье место по объему реализации промышленной продукции.

Продукция запорожских промышленных предприятий пользуется спросом в ста тридцати странах мира. В первую очередь - это страны СНГ, Азии и Евросоюза. Однако, чтобы массово поставлять свою промышленную продукцию на европейские рынки нужно сделать несколько весомых шагов, среди них правильная сертификация и соответствующее качество товара.

Запорожские эксперты делятся мыслями о том, как запорожской промышленности подготовиться к высокой конкуренции на рынке ЕС.

Роман Писарев, заместитель директора департамента промышленности и развития инфраструктуры Запорожской облгосадминистрации, отмечает:

-Запорожье Известен своими промышленными металлургическими гигантами, такими как «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», «Запорожский завод ферросплавов», «Титано-магниевый», также наши мировые бренды, такие как Моторостроительный завод, трансформаторный завод, автомобилестроительный завод. Несмотря на кризис в стране, наши предприятия продолжают выпуск новых видов продукции. Так, «Запорожсталь» построила линию кислотного травления, которая позволит значительно сократить выбросы вредных веществ в Днепр, «Днепроспецсталь» осваивает и обновляет кислородное производство, «Мотор Сич» осваивает выпуск легких вертолетов, «Прогресс» работает как в качестве положительного примера с ЕС по выпуска двигателей для малой авиации.

Главные правила игры на еврорынке - высокое качество и надежность поставок. Сейчас этим похвастаться могут немногие. Главная проблема на сегодня, как и раньше, - сертификация продукции.

Ростислав Шурма, генеральный директор металлургического комбината «Запорожсталь» утверждает:

- Даже на сегодняшний день не существует никаких принципиальных препятствий для входа европейских поставщиков на украинский рынок. Он и сегодня открыт. По поводу того, есть ли возможности - безусловно возможности есть. Европейский рынок хоть и не растет сейчас, но это очень большой рынок объемом 450 млн платежеспособных граждан. Поэтому для любого сектора экономики это большие возможности. Я могу привести конкретный пример - это наш комбинат. По состоянию на сегодняшний день мы продаем более 30% нашей продукции в страны Евросоюза. Если взять от экспорта - это почти 50% нашего экспорта в Европу. Если посмотреть на динамику за последний год, мы смогли увеличить объемы продаж в Европу на 60%. Почему? Потому что это большой платежеспособный рынок.

- Не нужно рассчитывать на чью-то помощь. Европа отстаивает свои интересы - своего бизнеса, своих граждан. И никто никому не собирается помогать. Более декларации, не будет ни со стороны Европы, ни со стороны любой другой страны, все находится в наших руках. Нам нужно изменить себя, изменить подход, и тогда, я уверен, можно повторить и опыт Словакии, и опыт Китая. Безусловно, каждый из нас должен хотеть, меняться и двигаться, а на государственном уровне я скажу коротко: нужна профессиональная власть, которая действительно хочет что-то изменить.

Алексей Литвин, заместитель председателя Запорожской областной государственной администрации комментирует:

- Алгоритм успеха очень прост - просто открыть территорию для свободных инвестиций и сдержать государственную руку от того, чтобы она сразу начала грабаты налогами инвестора. В европейских государствах другая логика налогов. Европейцы, они же официальные люди, они не хотят работать путем того, что они что-то здесь будут воровать, они хотят открыто, нормально получать свои дивиденды, но когда нужно налог на прибыль, а затем на репатриацию, то он начинает смотреть и понимает, что сначала заводит новую технологию, за нее платит 20%, затем начинает работать и платит налог, а потом еще 15% на репатриацию, начинает смотреть и понимает, что это «лет 300 пройдет, пока я эту инвестицию окупят».

Давид Стулик, пресс-атташе Представительства ЕС в Украине отмечает:

- Я думаю основная преграда связана с тем, что товары или отрасли, которые хотят быть конкурентоспособными, должны соответствовать европейским стандартам. Нужно инвестировать в эти сектора, чтобы достичь европейских стандартов. Если вам удастся это в Запорожье, то вы будете конкурентоспособными, потому что у вас, в Украине есть много составляющих, как оплата рабочей силы, закупка сырья - они намного дешевле, чем в Европе, поэтому можно быть конкурентоспособными.

- В Чехии, еще в советские времена, были предприятия, производившие автомобили. Когда их начали приватизировать и продавать иностранным инвесторам, было много опасений, что эти фабрики перестанут производить и вместо этих автомобилей придет такое нашествие машин из Западной Европы. А произошло наоборот - эти производители начали инвестировать производство у нас, потому что здесь дешевле рабочая сила и ресурсы. Сейчас Чехия является страной, которая производит наибольшее количество авто на душу населения и это те машины, которые соответствуют международным стандартам безопасности. Машины из Чехии импортируются на весь мир и так случилось, что в тех регионах, где эти заводы, - больше рабочих мест и выше заработные платы. Зарубежные инвесторы платят больше налогов в местные бюджеты. В этих регионах улучшилась инфраструктура, потому что есть инвестиции и есть больше денег и начали запускать другие отрасли экономики. Запорожью да и всей Украины можно взять чешский пример, где тоже были опасения как у вас в Украине, как у вас в городе, люди останутся без работы, что нет перспективы для украинского автопрома, есть примеры, которые это отрицают и показывают, что есть другие возможности.

Реальные примеры сотрудничества запорожской промышленности со странами ЕС на сегодня является очень разными.

Металлургический комбинат «Запорожсталь» уже давно работает с европейскими партнерами и за прошедший год увеличил объем продаж в страны Европы на 50%.

Главным товаром в структуре экспорта запорожского края есть черные металлы. Они достигают почти половину объема всего экспорта. Львиную долю занимает продукция комбината «Запорожсталь», которая пользуется спросом более чем в 50 странах мира. Главные покупатели - Турция, Болгария, Польша, Италия, Россия, страны Африки. 80% продукции комбината сегодня отправляется на экспорт. Конкуренция на металлургическом рынке мощная - в последние годы как и в других отраслях промышленности в лидеры выходит Китай. Впрочем, запорожцам удается успешно конкурировать на зарубежном рынке. Удается это благодаря репутации, проверенной годами, возможности предложить выгодные цены и быстрым поставкам. Только за прошлый год объем продаж в страны Европы удалось увеличить на 50%, а в страны Ближнего Востока - на 43%.

Для того, чтобы получать прибыль необходимо вкладывать средства в модернизацию, говорят на предприятии, такие условия современной рыночной экономики. «Запорожсталь» предпочитает инвестициям в энергетическую отрасль. Экономия энергоресурсов позволяет снизить себестоимость продукта, а следовательно сделать цену еще более привлекательной для покупателей.

Компания «Метпромсервис» поставляет свою продукцию на европейский рынок в течение 15 лет с 2003 года.

По сравнению с промышленными гигантами это небольшое предприятие, на котором работает 144 человека, если учитывать весь обслуживающий персонал, но именно это предприятие производит ферроникеля и ферротитан, качеством которого довольна сама Европа. Импортировать свою продукцию компания «Метпромсервис» начала еще в 2003 году, задолго до подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Как отмечает директор компании Феликс Кусаев: «Выход на европейский рынок был непростым. Мы прошли этот путь еще 10 лет назад. Данная процедура заняла немало времени и сил, была большая волокита с документами ». Но сейчас компания вышла рынки Германии, Англии и Голландии, компания производит около 6% ферроникеля мирового рынка. Весь процесс изготовления соответствует европейским стандартам, ведь без этого никакого сотрудничества не было. На предприятии в основном импортная техника, но также есть и украинские, и советские экземпляры. А некоторые этапы производства осуществляются на собственноручно созданном оборудовании. И теперь даже европейцы приезжают в Украину, чтобы перенять опыт в этой компании.

ООО «НПФ ГЕРКОН» имел негативный опыт работы с европейскими партнерами, но это не остановило предприятие, которое надеется выйти на европейский рынок.

Научно-производственная фирма «Геркон» в Запорожье существует уже 21 год. Сначала здесь занимались ремонтом и проверкой измерительной техники для автотранспорта. Впоследствии, расширив свою деятельность, предприятие начало изготавливать оборудование для автомобильных заправочных станций и нефтебаз. Сегодня в штате компании - 20 работников. Хотя когда-то такого количества людей было мало.

Продукцию «НПФ Геркон» можно смело назвать импортной. Основные составляющие для комплектации оборудования заказывают за рубежом: европейские страны, Россия, Китай. Со странами ЕС сотрудничают через киевскую фирму-субподрядчика. Опыт экспорта в компании есть. Время от времени появляются заказы из Молдовы. Еще 8 лет назад поставляли оборудование в Россию, Беларусь, Латвию, но имели и негативный опыт сотрудничества с партнерами из Литвы. Несмотря на риски, компания не оставляет надежды выйти на европейский уровень. В ноябре она участвовала в круглом столе, организованном торгово-промышленная палата Украины. Там и представили стандарты, соблюдение которых требуют партнеры по ЕС.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Запорожье #ЕС #промышленность #Европа
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...