Обзор политрекламы в запорожских газетах: на чем пиарятся различные кандидаты
Обычно по четвергам 061 публикует обзор свежих запорожских газет. Но чем ближе к выборам, тем сложнее становится выудить из печатных СМИ редакционные материалы среди моря политической рекламы. Поэтому отныне и до 25 октября вместо традиционного обзора газет мы будем публиковать обзор политрекламы в этих газетах. И хоть ее обычно никто не читает, все равно ведь интересно, что обещают Запорожью многочисленные кандидаты и выполнимы ли их громкие обещания.
Пообещать – не значит жениться
На этой неделе в «Субботе плюс», «Мрие», «Миге» под рекламной рубрикой выходит по полосе партии «Укроп» с заголовком: «Ярослав Гришин: «Болевая точка Запорожья – тарифы». Политсила решила сыграть на популярной теме ЖКХ и о тарифах, которые и правда многим «болят». В своей статье лидер запорожских «укроповцев» Ярослав Гришин признает, что тарифы на коммунальные услуги (кроме содержания дома) утверждает Киев. Но при этом, уверяет, что запорожцы тоже могут повлиять на тарифы – путем снижения норм потребления газа, воды, электроэнергии. Причем, по словам Гришина, Укроп собирается потребовать у депутатов вынести этот вопрос на рассмотрение сессии горсовета. «Это позволит понизить тарифы в два, в три раза», - говорит Ярослав Гришин.
Заявления Укропа выглядят красиво, проблема лишь в том, что горсовет не имеет полномочий утверждать нормы потребления – ни воды, ни газа, ни электроэнергии. Нормы потребления газа устанавливаются Кабинетом министров (одинаковые на всю страну), нормы потребления воды – это полномочия исполкома, а не горсовета, что касается электроэнергии, то подавляющее большинство горожан платит за свет по счетчикам. И даже если бы счетчиков электроэнергии ни у кого не было, нормы потребления этого блага цивилизации также устанавливает Кабмин. Мы не в курсе, почему господин Гришин обещает запорожцам то, чего невозможно достигнуть – по собственному незнанию, или в расчете на неграмотность населения. В любом случае, если такая просьба и будет передана «Укропом» на рассмотрение сессии, то максимум, что могут сделать депутаты – посмеяться над ней.
Гуляем на все!
«Запорожсталевец» Владимир Буряк в своих рекламных материалах мало что обещает, его девиз — «не словом, а делом». В основном, он делает упор на щедрость своих покровителей. Так, в «Субботе» вездесущий кандидат за свой счет ремонтирует крышу многодетной матери, спонсирует молодежный фестиваль, покупает оборудование для больниц. В «Миге» - покупает технику для солдат (о фестивале и медтехнике в газете тоже упоминают). В «Нашем времени», кроме прочего, он опять же, за свой счет, помогает ветеранам. Можно только порадоваться за пенсионеров, военных и многодетных мам, которые накануне выборов получили крыши, лекарства или технику. Вот только задача городского головы – не разбрасываться деньгами (своими, и своих спонсоров), а уметь грамотно управлять городом. В этом плане из предвыборных материалов Буряка остается непонятным – как же он собирается налаживать жизнь в Запорожье, и что он будет делать, если вдруг у «Запорожстали» закончатся деньги.
Первые лица
Президентская партия «Солидарность» в газетах опубликовала имена нескольких своих самых незапятнанных кандидатов. Среди них несколько волонтеров, директор запорожского «Эпицентра», лидер организации «Спас» и директор заповедника «Хортица» Максим Остапенко. Сразу возникло желание прошерстить список «Солидарности» и поскать в ней «темных лошадок», которые скрываются за спинами волонтеров. Но этим мы займемся чуть позже.
Запорожцы отстаивают Запорожье на запорожской земле для запорожцев
«Наш край» публикует в «Нашем времени», «Миге» рекламные материалы со съезда партии, который прошел на Хортице. Руководство партии всячески подчеркивает свой «запорожьецентризм». Основной посыл всей предвыборной кампании кальцевской силы, что мол это партия запорожцев. Что именно все эти запорожцы собираются делать в Запорожье, пока не разъясняется. Все базируется на общих фразах вроде: «В нашей области должны появляться новые заводы, фабрики, школы, больницы». В общем, за все хорошее, против всего плохого. Мы даже не поленились посчитать – на одной полосе рекламы «Нашего края», где половину площади занимают фотографии, 14 раз упоминается слово «запорожский» и производные от него слова, 10 раз – слово «край», не говоря уже о многочисленных формулировках вроде «работающих на своей земле», «защитить свои громады», «защита региональных интересов», «проблемы нашей территории», «единство с родным краем», «верность соотечественникам» и.тд.
Нет ничего плохого в том, что запорожская партия строит риторику на «региональной» привязке, но честно говоря, такое подчеркнутое акцентирование внимания на «территории» и «земле» наводит на неприятные ассоциации с соседней областью. В Донецке тоже любили повторять, что они особенные, и годами лелеяли свой «донбасский» патриотизм. Все мы знаем, что из этого вышло.
Ну, за стабильность
В «Правде» и «Субботе плюс» выходит одинаковый рекламный материал в поддержку Александра Сина. Нельзя не отметить, что он выстроен очень грамотно. Каким-то волшебным образом скандалы вокруг Сина автор превратил в его достоинства. Так, отмечается, что после «выступления» Ляшко в зале запорожской мэрии, у Сина лишь добавилось симпатиков. Также упоминается история о том, как Син не пустил в Запорожье батальон «Торнадо». А через какое-то время батальон был втянут в массу скандалов, замешаны ли в этих скандалах бойцы – так до сих пор никто и не понял. Вывод статьи – «запорожский мэр не только справляется с организацией работы городского хозяйства, но и заботится о стратегическом развитии города».
Против всех плохих
Также в «Правде» впервые появилась реклама партии Тимошенко – «Батькивщины». Правда, материал довольно странный – с одной стороны, в партии заявляют, что они формируют списки из «профессионалов, общественников, активистов и волонтеров», но при этом так и не называют ни одного имени. Также в статье вообще не указано, что же «Батькивщина» планирует сделать в Запорожье. Судя по статье, главная цель партии – убрать от власти бывших регионалов. Что бывший «БЮТ» будет делать после этого, остается загадкой.
Работа над ошибками
«Самопомощь» пиарится пока только в «Субботе плюс». В одном из предыдущих номеров редактор «Субботы» Богдан Василенко критиковал «Самопомощь» за наличие «ахметовцев» в списках. Теперь партия исправилась – почти всех «ахметовских» людей из кандидатов убрали. В своей рекламе «Самопомощь» рассказывает лишь о трех своих кандидатах – трех предпринимателях, которые рассказывают, как они достигли успеха в жизни. Какими-либо конкретными обещаниями партия пока не разбрасывается.
Свой в доску против зрады
«Ляшковцы» пока не определились со своими кандидатами на местных выборах, но в запорожских газетах периодически мелькает киевская реклама партии Ляшко – видимо, чтобы оставаться на слуху. Так в «Миге» выходит рекламный материал с подзаголовком «Радикальна партія та інші патріоти намагалися врятувати державу від зради та ганьби». В нем идет речь о том, что якобы, голосуя на изменения в Конституцию, депутаты поддержали особый статус Донбасса. Это популярная риторика среди «ляшковцев» и свободовцев» на самом деле, мягко говоря, не правдива, т.к. на самом деле принятые изменения в Конституцию не предполагали никаких особых статусов. В этом же материале Ляшко называет убийство трех нацгвардейцев под Верховной Радой – провокацией спецслужб.