Украинский протест – безжалостный, но бесполезный (ФОТО+ВИДЕО)

 У украинцев фактически отобрали право заниматься бизнесом, лишили льгот, ограничили трудовые права, их задушили ценами на «коммуналку» и на продукты питания. Однако им пока оставили святое право выходить на митинги и на акции протеста.

Гражданское общество на бумаге

О том, что такое «гражданское общество», теперь, наверное, знает каждый студент. Ведь строим мы его уже без мало 20 лет. В Украине развелась тьма-тьмущая общественных организаций, партий и гражданских объединений.

Так называемый украинский третий сектор, как правило, существует на деньги заграничных грантодателей.

Мы не хотим сказать, что западные фонды не заинтересованы в развитии демократии в Украине. Однако на практике все выглядит так: какая-то организация получает деньги под какую-то идею. Например, повышение правовой грамотности на селе или культурного уровня дворников. Выигравшая деньги организация проводит пару семинаров и несколько митингов. Все это фиксируется на видео-носители и вносится в отчет. Способа измерить эффективность этих методов работы нет. Да и не нужно это никому.

Увы, все эти образования, являющиеся элементами гражданского общества, продолжают существовать отдельно от народа.

Более того, их наличие и пестрота выгодны на сегодняшний день исключительно для власти. Ведь, кто, как не общественники, сможет «заговорить» больную для общества тему, а вместо нее подсунуть людям абсолютно «левую», совершенно не нужную им проблему.

Ну, скажем, после принятия рабского Трудового кодекса в сознания масс запускается, к примеру, тема сексменьшинств.

В последнее время в стране постоянно кипят митинговые страсти. Обычно в акциях принимает участие очень мало людей, но они обязательно освещаются СМИ.

Хочешь, чтобы тебя заметили? Собери 5 друзей, возьмите в руки вилы, а лучше гробы, придумайте себе тему для протеста – чем абсурдней, тем лучше, и вперед – ты почти звезда экрана!

Впрочем, не будем сильно утрировать и попробуем разложить современные украинские протесты на несколько категорий.

Протест как сдерживающий фактор

Кому не знакома такая ситуация?

Повысились тарифы на ЖКХ, на предприятии массово сокращают рабочих, пьяный мажор сбивает людей на пешеходном переходе…

Праведный гнев кипит, возмущенный разум тоже.  В любой нормальной стране люди в таких случаях выходят на улицы, бастуют, стоят до конца, даже дерутся с полицией.

А что у нас? У нас все возмущаются дома на кухнях. Но на телеэкранах обязательно появляется какой-то общественник, который зовет народ на митинг.

Как правило, вид этого общественника, в лучшем случае, доверия не вызывает, в худшем – по нем давно плачет психиатр.

Есть еще третий вариант – в роли общественника выступает скомпрометированное лицо. И достаточно лишь набрать его фамилию в Гугле, дабы понять – этот человек даром даже в туалет не сходит.

Примеров - сотни.

В Николаеве некий общественник Юрий Круцылов неоднократно «делал» пикеты под судом, где проходил процесс по делу Макар.

николаев

 Активисты поставили палатку напротив входа суда, с плакатами, чучелом Фемиды в гробу и прожили так несколько суток, ничего не требуя.

В Луганске есть целых два таких героя – Николай Шамрин и Михаил Пащук, один из них прославился тем, что откусил на сессии горсовета палец охраннику.

Эти два товарища вроде бы озвучивают вполне популярные идеи о защите прав граждан. Однако только увидев их, появляется чувство, простите за слово, недоумения. Это то, что называют словом – маргинесс. А он никогда не станет массовым.

«Мэр, прокурор, судья, казначей – в городе! Четыре человека пусть управляют. И – виселица перед горисполкомом стоит. Украл – на виселицу!» - так луганский правозащитник Анатолий Шамрин агитирует массы.

Еще один яркий пример. Не так давно представители независимого профсоюза захватили дирекцию одной из шахт угольной компании Рината Ахметова.

лугаснк шахтеры

 Общественники выдвигали резонные требования: защитить права рабочих. Что сделали их оппоненты?

А просто вытащили на свет Божий информацию о том, что профсоюзный лидер, возможно, получает зарплату в «конкурирующей фирме».

Естественно, почти никто из шахтеров акцию не поддержал, и она захлебнулась в переговорах. То есть проблему заговорили.

Словом, буйные – не вожаки. Потому все их акции – всего лишь новостной повод, а воз проблем и ныне там.

Надувным Януковичем по золотому унитазу

Политические партии – особая каста среди протестующих. Речь, прежде всего, идет об оппозиции.

Конечно, партия власти также прибегает к уличным акциям, но здесь речь идет в основном об админресурсе.

Оппозиция же во всю проявляет фантазию.

К примеру, в прошлом году на день Соборности Украины в Харькове Александра Кужель запустила в небо надувного Януковича. Кукла была одета в майку и семейные трусы, а на лице был прикреплен портрет президента.

 

 

В этом году очень запомнилась акция, во время которой оппозиционеры пели колядки под СИЗО, где находятся политзаключенные.

Что тут можно сказать? Тимошенко до сих пор в тюрьме, ряды политзаключенных растут. А от креатива их защитников Межигорье не пошатнулось, и на золотом унитазе гаранта пока не появилось ни одной трещинки.

Сюда же можно отнести и бессмысленные акции ВО «Свободы».

В Кривом Роге их проводят чуть ли не каждый день и по любому поводу. Развешивают "розового Азарова" на урны.

 Пустое сотрясание воздуха, голые лозунги, причитания и страдания по Украине совсем не мешают регионалам идти напролом, подобно танкам.

В Донецке активисты публично вешают на площади чучело чиновника из Партии регионов. Перед зданием горсовета.

донецк

 Нечто подобное происходит и в социальных сетях. На каждую «пакость» власти небезразличные украинцы отвечают новым коллажем или фотожабой.

Все прекрасно. В стране – демократия, тому же Януковичу есть чем похвастаться перед Европой.

Ну а «Титаник» продолжает плыть в заданном направлении.

«Нет концу света!», или Спасем карадагского змея

Отпугивание конца света, защита нигерийского студента, подозреваемого в покушении на убийство, спасение мистического животного – эти «проблемы» также могут вывести людей на улицы.

Порой складывается впечатление, что у наших общественников есть специальная миссия – дать людям пищу для размышлений, чтобы они не думали о насущных проблемах. Это как в Америке: в разгар войны в Ираке появляется Моника Левински, и вся страна с наслаждением смакует подробности ее отношений с Клинтоном.

Симферопольские студенты в конце октября 2011 года под окнами Верховной Рады Крыма требовали... защитить и сохранить карадагского змея.

змей 2

 Пикетчики заявили, что это реликтовое животное огромных размеров, которое, по утверждениям многочисленных очевидцев, обитает в море у Карадага и время от времени выбирается на сушу. Активисты заявляли, что активный водный и пеший туризм, а также вылов рыбы в районе Карадага ставят под угрозу существование реликтового животного.

В том же Симферополе в этом году 21 декабря люди собрались на митинг, чтобы «отпугнуть» Апокалипсис.

Около двух десятков молодых людей скандировали «Нет концу света!» и прошли шествием до гипермаркета «Сильпо».

В Луганске общественники неутомимо защищают нигерийского студента Олаолу Сунканми Феми, которого подозревают в нападении на 4-х луганчан. Дело было в подъезде. Нигериец напал на трех человек с «розочкой». Общественники уверяют, что он защищался от ксенофобов. Тему из обычного уголовного процесса раздули до размеров международного скандала.

нигериец

 А в Одессе 20 активистов в сентябре прошлого года протестовали против румынизации Молдовы. Ну конечно, других же проблем у одесситов нет…

Боритесь и поборете!

Абсурд состоит в том, что настоящий протест, призванный выразить гражданскую позицию, бывает очень сложно отличить от всей этой митинговой бутафорской мишуры.

На всю страну прогремели «Налоговый Майдан», а также акции чернобыльцев и афганцев.

Запомнилась и еще одна акция в Донецке. Осенью 2011 года под стенами Донецкой ОГА прошел митинг против повышения тарифов на ЖКХ. На него собралось 50 человек, некоторые из которых держали в руках вилы и лопаты. Протестующие, скандируя «Банду геть!», попытались ворваться в здание Донецкой облгосадминистрации. Им даже удалось сломать входную дверь, но сотрудники милиции сдержали натиск протестующих.

дед с вилами

 Это фото старика с вилами облетело всю страну, однако тарифы в Донецке так и не снизили.

Почему эти акции не становятся массовыми и не приносят результата? Прежде всего, здесь срабатывает старый принцип, сформулированный еще Мартином Немёллером:

«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».

Но дело тут не только в пассивности масс и в уверенности, что протест ничего не изменит. К сожалению, третий сектор стал частью государственной машины, чья задача - придать народному гневу нужное русло.

С другой стороны, набирают обороты движения, которые пытаются выполнять функции властей и правоохранительных органов.

К примеру, «Дорожный контроль», который борется с ГАИ и с нарушителями ПДД, неоднозначная организация «Оккупай педофиляй», «отлавливающая» извращенцев и выставляющая видео с ними в Интернет.

Во Львове молодые активисты решили мирно блокировать работу магазинов, которые, вопреки решению местного совета, продают алкоголь после 22-х часов.

Понятное дело, что все эти движения несовершенны, и их деятельность вызывает массу вопросов.

Однако, кто сказал, что эффективный протест – дело простое, и что ему не нужно учиться?

Ведь за право быть услышанными, как и за любое другое, нужно уметь бороться.