Этот город вражеская армия называет "злой город" потому что не может его захватить уже более года, а для нас Гуляйполе - это родина Нестора Махно и несокрушимый украинский городок. В результате ежедневных обстрелов в Гуляйполе каждое здание имеет "шрамы", а из более 19 тысяч населения, здесь осталось - от силы 10 процентов. Правоохранители, которые работают в городе, говорят, люди то уезжают, то возвращаются. Поэтому, точную цифру назвать невозможно.
Как живут люди - видели корреспонденты 061.
"Со 2 марта 2022 года в городе нет света, воды, газа. Воду нам привозят спасатели, местные власти дали буржуйку и дрова, продукты - волонтеры, генератор нам также дали, но на бензин складываемся сами, газ для приготовления пищи также покупаем, потому что на воде же не работает ничего. Как только началась война мы здесь, в подвале живем", - говорит жительница Гуляйполя Любовь Жовниренко.
Госпожа Люба и еще четверо жителей живут в подвале 5-этажного жилого дома. Люди говорят, что раньше даже не знали друг друга, а сейчас - не просто соседи, но и живут под одной крышей. Она вспоминает дни, когда россияне очень жестоко обстреляли Гуляйполе и признается, что не так давно под один из обстрелов попала и сама.
Женщина рассказывает, что утром вышла в город, хотела собак накормить, но вдруг враг начал "накрывать" жилые кварталы из "Градов".
"Ехала на велосипеде... Упала на землю, целовала ее. Еще даже не отошла от пережитого шока", - вспоминает она.
В подвале люди обустроили свой быт, правда вместо ванны - таз, вместо телевизора - радио, из него и новости узнают.
Несмотря на жизнь под обстрелами, люди стараются не сидеть без дела, даже лепят вареники.
За кухню в день нашего приезда "отвечала" Нина Власенко.
"Пирожки люблю делать, чебуреки, беляши. Будет победа и будем печь всем... сейчас времени много, что-то делать надо, вот леплю, ну не на кровати же лежать", - говорит она, ни на миг не отвлекаясь от работы.
Она всю жизнь работала уборщицей, немножко на рынке "секонд хендом" торговала. Ей 57 лет, во время войны женщина потеряла мужа - умер 6 февраля. Нина говорит, что жили вдвоем с мужем, потом дом обстреляли и перебрались и подвал.
Похоронила своего мужа и 67-летняя госпожа Августина. Ее Иван умер очень внезапно, сердце не выдержало.
"Не могу привыкнуть, что я сама, что мужа нет.... Дети зовут в Запорожье, но не хочу, здесь мне спокойнее", - признается женщина.
"С мая до конца августа были в Запорожье, здесь очень сильно бомбили. Потом вернулись в Гуляйполе, потому что там чужие люди, все чужое... дома лучше", - поддерживает соседку по подвалу Нина.
В соседней многоэтажке также есть подвал и там живут три человека: супруги пенсионеров и женщина, приехавшая из Донецкой области. Последнюю - зовут Валентина, она очень неохотно общалась с журналистами. Рассказала лишь, что приехала ухаживать за больной мамой. После ее смерти, возвращаться женщине было некуда - оккупанты оставили ее без дома. Поэтому, прячется теперь от обстрелов в подвале.
Люди ждут победы. Говорят, что несмотря на год жизни под обстрелами, веру не потеряли. Единственное чего хотят, чтобы она наступила как можно скорее.
Только за минувшие сутки в результате вражеских обстрелов погиб 63-летний житель Гуляйполя, еще двое местных жителей получили осколочные ранения.