Журналистка из Мелитополя сбежала из оккупации под видом врача из "скорой"

В оккупированном Мелитополе россияне имели списки журналистов и лидеров мнений, которых склоняли к сотрудничеству. Они даже похитили отца журналистки Светланы Зализецкой. Журналистка рассказала о давлении коллаборанттов на медийщиков и как ей удалось вырваться в Запорожье.

Об этом говорится в документальном фильме "Окупація: ціна слова", передает 061.

Местные журналисты снимали на видео и фиксировали митинги украинцев, которые выходили на улицы на протесты. Россия завезла в Мелитополь Росгвардию, которая начала жестоко разгонять мирных жителей.

Самопровозглашенная "руководительница" оккупационной администрации Мелитополя Галина Данильченко захотела встретиться лично со Светланой Зализецкой, чтобы склонить ее к сотрудничеству с россиянами.

Светлана Зализецкая вспоминает, что она слышала о списках, по которым оккупанты приходили к журналистам.

Светлана решила немедленно выезжать из Мелитополя, чтобы не попасть в плен к россиянам. Женщина достала чужой паспорт, поскольку она была в списках, поэтому оккупанты не выпустили бы ее через блокпост.

"Я выезжала под чужим паспортом и в виде врача. По легенде мы ехали лечить или забирать человека, у которого случился инсульт. Ехала в скорой, мне сказали взять только самое необходимое", - вспоминает журналистка.

Светлана спрятала свои сим-карты в носок, чтобы россияне их не нашли. Женщина говорит, что на скорой они проехали около 18 блокпостов россиян, прежде чем им удалось добраться до Запорожья.

Пока журналистка спасалась от оккупантов, они приехали к дому ее родителей и устроили там обыск.

"Они начали обыск проводить, спрашивать, где я, почему уехала. Смотрели фотографии, спрашивали: "кто это, чем занимается, где учится, где дочь, где муж". Обыск проводили военные и ФСБшник общался с родителями. Ну а потом папе сказали: "пусть собирается и едет с нами", - говорит Светлана.

Оккупанты позвонили журналистке поздно вечером с номера отца и приказали вернуться в город.

"И я говорю: "папа, можешь передать, что я никуда не буду возвращаться... Я сказала: "Папа, терпи"... Он сказал: "Я терплю". Ну, и все, на этом связь прервалась... (Плачет)", - говорит Зализецкая.

Россияне держали отца Светланы в плену в одном из подвалов. Мужчину водили на ночные допросы и постоянно задавали один и тот же вопрос: "за что сидим?", а он отвечал: "за фамилию".

Оккупанты требовали от журналистки отказаться публично от работы в медиа в обмен на отца.

"Мне позвонил ФСБшник, по имени Сергей. Ну и начал говорить, что я должна отдать все пароли от сайта, телеграм-канала, от всех соцсетей... Я сказала, что все пароли не у меня. Тогда было условие такое: "мы отпустим отца, если вы напишете публично, что не работаете больше не ваше медиа", - рассказывает Зализецкая.

После публикации отказа от медиа оккупанты вернули домой отца Светланы Зализецкой.

"Мне пришло сообщение почему-то от Галины Данильченко, которая написала: "спасибо за сотрудничество". Возможно, она подумала, что я действительно с ними начну работать, не знаю", - говорит Светлана.

Сейчас Светлана Зализецкая живет на свободной от российских оккупантов территории и ждет возвращения домой, в родной Мелитополь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы не пропустить важные новости города и области.