С начала полномасштабной войны Ореховский район пережил уже более 50 авиационных атак со стороны российской армии. Именно управляемые авиационные бомбы (УАБ) оставляют больше всего разрушений. Они пробивают коммуникации, которые находятся глубоко под землей и уничтожают все, что на поверхности.
В таких условиях приходится работать работникам "Запорожгаза". О том, как изменилась их работа за время полномасштабной войны корреспондентам 061 рассказал старший мастер службы эксплуатации системы газоснабжения Виталий Коломоец.
Мужчине 37 лет, до полномасштабного вторжения он жил и работал в Орехове. Уже более года враг пытается уничтожить этот город, разбивая дома, инфраструктуру и убивая мирное население.
"В Орехове почти невозможно жить: отсутствует вода, свет, газ, интернет. Там остаются те, кто не хочет оставлять хозяйства, или же им просто некуда ехать. В конце августа я с семьей уехали из Орехова. Мы жили на 4-м этаже пятиэтажки. Вражеская ракета прилетела на 5-й этаж, пробила плиту. Что сейчас с моей квартирой... не знаю. Окон, входной двери нет точно. По нашему дому было по меньшей мере 4 атаки. Последствия некоторых из них - я, как специалист газовой службы, также помогал ликвидировать", - рассказывает Виталий.
До начала войны его бригада находилась в Орехове, он работал старшим мастером. Их основной задачей было обеспечить безаварийную и бесперебойную работу газового оборудования. Но после 24 февраля 2022 года все изменилось.
"С началом войны добавились еще выезды на места прилетов, где есть поврежденные, в результате обстрелов, дома. Много моментов есть, которые связаны именно с безопасностью команды. Все мы работаем в бронежилетах, шлемах. Помню наш первый выезд. Он был в начале марта 2022 года. Мы приехали ликвидировать последствия артиллерийского обстрела, было прямое попадание в дом. Половина дома была уничтожена и обломками перебило газопровод низкого давления. Даже диаметр трубы помню. Вторая половина дома могла сгореть, потому что обломки от снарядов летели такие горячие, аж красные. Очень тяжело такие пожары ликвидировать. Рискуя жизнью мы работаем и при таких условиях. Мы знаем, какой это газопровод, сколько там потребителей. Мы перекрываем газопровод или понижаем давление, вырезаем поврежденный участок, заменяем на новый. Большая война началась в холодное время и дома очень быстро замерзают. Поэтому, мы стараемся оперативно все сделать и людей быстро подключить", - продолжает рассказ специалист.
Он вспоминает самый сложный, по его мнению, случай, который произошел в городе Орехов, когда загорелся газопровод высокого давления.
"Это большой диаметр трубы и разрыв был такой, как роза. Ликвидировать такое быстро - очень трудно. Во время ликвидации, газопровод загорелся, мы ликвидировали пожар. Привыкнуть к такому невозможно. Иногда работаем на адреналине. Местное население часто нам помогает, благодарим людей за это", - говорит мастер "Запорожгаза".
Во время одного из очередных "прилетов" бригада Виталия ехала из Орехова в Преображенку по небольшому мосту, где нет ни деревьев, ни зданий. Говорит, что были как на ладони у врага, потому что спрятаться там просто негде. В этот момент враг открыл огонь по дороге. Мина разорвалась прямо рядом с машиной.
"Повезло, что водитель сориентировался быстро и нам сохранил жизнь. Это самый первый случай, когда попадание было так близко. Потом мы начали привыкать и уже слышали, откуда "выход", куда летит и где можно спрятаться. Мы приезжаем на объект и сразу ищем, где можно технику спрятать, где самим можно укрыться. После обстрелов, мы не можем ждать долго. Если будет длительное время вытекать газ, может "остановиться" часть города. Поэтому мы оперативно должны выезжать", - объясняет он.
Сейчас ориховская бригада работает в родном районе. Виталий объясняет, что несмотря на тяжелую ситуацию с безопасностью, линию фронта, там есть ряд населенных пунктов, где профильные службы продолжают работать.
"Говорят, что дважды в одну и ту же воронку снаряд не прилетает. Могу заверить, что это неправда. Прилетает и по два, и по три раза. Мы выезжали с другими службами и не один раз на одни и те же объекты. После бомб самые большие разрушения: 30 метров в диаметре, 8 метров в глубину. Все сносит вокруг, нет ни одной уцелевшей крыши в радиусе 2 км. Мы пытались фиксировать все повреждения. Очень давно насчитали их 3000, эту цифру можно смело умножать на 20, а то и 30. Особенно сложные ситуации после авиаударов. Коммуникации непригодны для эксплуатации. Весь газопровод надо будет строить заново. Дай бог победить, а работа будет и все сделаем", - говорит мужчина.
Вместе с женой и 7-летней дочерью они мечтали поехать на отдых. Хотели побывать за границей, потому что никогда там не были. Виталий признается, откладывал деньги, планы строил, но война все изменила. Теперь, те деньги, которые откладывал на отдых, хочет потратить на восстановление своей квартиры в Орехове, куда семья хочет обязательно вернуться.
Этот материал опубликован при поддержке Европейского фонда за демократию (EED). Его содержание не обязательно отражает официальную позицию EED. Информация или взгляды, высказанные в этом материале, являются исключительной ответственностью его авторов.