Волонтерское объединение "Шо ты, дядя?" уже в пятый раз с начала полномасштабного вторжения завозит партию авто из-за границы для нужд военных. На этот раз волонтеры собственноручно выбрали и пригнали из Франкфурта и Берлина 12 закупленных автомобилей и два автомобиля "скорой помощи" для ВСУ, подаренных Данией и Польшей. 061 рассказывает историю волонтеров, имеющих за плечами десятки сборов, крепкую команду единомышленников и важную цель.
Кто такие "Еноты" и как они собрались в "банду" в начале полномасштабной войны
"Название "Шо, ты дядя?" конечно имеет свою историю. Утром 24 февраля все были в панике - слышны взрывы, напуганные люди дома сидят, кто-то рискует и пытается найти бензин и все как-то хотят хоть немного поспать. И вот 26 февраля, я захожу в Инстаграм и вижу, что мой друг, с которым я вместе учился уже возит лекарства коробками по разным местам и точкам. Я написал ему короткое сообщение: "Шо ты, дядя? Могу ли я чем-то помочь?". И вот так собрался первый чат из людей, которые хотели объединить усилия, чтобы помочь военным", - рассказывает волонтер Твис.
На заставке у волонтеров тогда было изображение "Святой Джавелины", а позже уже пришла идея с логотипом с Енотом, потому что именно это животное ассоциируется с волонтерской деятельностью, потому что постоянно что-то ищет из продуктов, делает запасы и "нычки".
"Этот процесс, когда мы ищем и находим все, что необходимо, называем "енотиты". С самого начала занимались всем - носки, вода, топоры, линолеум, мешки, любые вообще запросы получали. Люди, которые есть в нашей "банде" они супер разные - это в основном, друзья; те, кто проходили Майдан, те, кто точно знают, куда бежать и что делать. Так мы начали расти и расти, пока не переросли в известную волонтерскую банду "Шо ты, дядя?". Иногда доходит до абсурда, когда нам пишут какие-то благодарности, ну или какие-то такие вещи, потому что наше официальное название "Благотворительный Фонд "UA FREE"", а на этих благодарностях и письмах так и пишут "Волонтерской банде "Шо ты, дядя". Это очень смешно, потому что это же наше неофициальное название, которое мы так до конца не зарегистрировали", - продолжает волонтер.
Сейчас команда имеет четыре основных направления деятельности - машины, оптика, квадрокоптеры и медицина. Наибольшее количество запросов, конечно, получают на автомобили для различных подразделений.
"Машины - это такой расходный материал, особенно, когда мы говорим об эвакуационном транспорте. Ради одного бойца бывает такое, что и два эвакуатора ложатся", - отмечает Твис.
Как пригнать тачку для ВСУ и не сойти с ума
Перед торговым центром выстраиваются машины, на которые собирали средства и привезли из Европы волонтеры. Общий бюджет партии из 12 авто - около 55 тысяч евро. Это полноприводные джипы - Opel Frontera и Nissan Pathfinder, Volkswagen T4 для медицинской эвакуации и подвоза БК, а еще два бусика.
Средства на эту партию автомобилей, волонтеры собирали около 3-4 месяцев. Далее они разбиваются на две группы, отправляются через всю Украину, пешком проходят границу и едут за автомобилями, на которые есть запрос.
"Кажется, что у нас на счету уже больше 50 авто точно. Сейчас проще искать авто. Потому что есть проверенные продавцы, которым мы можем позвонить спросить за детали, попросить выслать фотки. Ранее продавцами были физические лица, но сейчас мы стараемся немножко идти на шаг вперед, потому что мы не знаем, как наше государство будет еще закручивать нам гайки для выезда. Мы разбились на этот раз на две команды. Одна едет за джипами, вторая - за бусиками. Бусики мы покупали на площадке во Франкфурте, там есть уже знакомые, мы позвонили, пообщались, они нам немного подготовили. Уже на месте мы приехали, за день все машины смогли выбрать. Джипы выбирали в Берлине, есть еще несколько мест там в окрестностях, где мы смогли взять эти машины. Но каждый раз смета становится более высокой, машины, например, T4, которые стоили 4300 евро, сейчас уже 5000 и больше", - говорит директор благотворительного фонда "UA FREE" Филипп Ваганов.
"Мы рады, что в Запорожье помогают, потому что донатов становится меньше и фондов становится меньше. Мы счастливы, что можем передавать помощь. Сейчас есть потребность на генераторы, мавики, тепловизоры, в очереди еще десятки автомобилей. Нам надо собирать. Мы остановили очередь, потому что много надо и мы не можем просто обещать, потому что мы не знаем, когда привезем", - объясняет Ваганов.
Машины, которые пригнали из Европы, уже преодолели путь в три тысячи километров, а сами волонтеры проехали туда и обратно около 8 тысяч км.
"Вот эта "Мазда", вы видите, она очень старенькая, но это та машина, которая еще в те годы делалась, она очень надежная. Когда мы приезжаем за машинами, то смотрим, какая рама. Рама должна быть целая. Мы берем инструменты, все проверяем, смотрим двигатель - запускаем его, слушаем. У нас в команде есть ребята, которые очень хорошо разбираются в механике, поэтому можем им доверять", - объясняют волонтеры.
Конечно, в логистике иногда могут встречаться какие-то бюрократические преграды. Например, одного из членов команды просто не выпустили за границу, потому что он ехал впервые, при том что организация подготовила все необходимые документы, они прописаны в системе "Шлях", их хорошо знают в волонтерских кругах.
"Мы на это какое-то время тратим, но это время тратится только на нашей стороне. А там это проще, потому что европейцы говорят: "Вот тебе счет, оплачивай". Мы хотим быть максимально открытыми для налоговой, для государства. Мы все машины купили уже полностью по счету. Нам выставили счет, мы из фонда, все деньги, которые были, а это донаты, поступающие прямо нам на счета, потому что мы кэша не держим никакого. Сейчас мы все заправлялись со счета фонда. Мы заплатили деньги, мы подождали два дня, деньги зашли, они их увидели, они выдали нам все документы, и мы поехали. У нас даже сейчас, когда мы приезжали в Польшу, у них нет вопросов. Они видят чистые документы, организацию, и я считаю, что так будет правильно", - отмечает директор благотворительного фонда Ваганов.
Очень часто в дороге случаются какие-то непредвиденные ситуации или курьезы, но несмотря на все волонтеры отмечают, что чувствуют очень сильную поддержку даже совсем незнакомых людей. Многие украинцы в Европе привлекаются и помогают пригонять авто. Например, кто-то из команды выложил в сеть фото как они идут пешком с границы, так сразу же с ними связалась совсем незнакомая девушка, которая предложила забрать их на авто. Или вблизи Тернополя произошла поломка одной машины и нужен был быстрый ремонт. На помощь пришел один из знакомых, который привез вечером в субботу мастера, который помог заменить термостат и за это не взяли денег.
Как происходит процесс передачи автомобилей на фронт
Волонтерское объединение "Шо ты, дядя" не только закупает и перегоняет машины, но и делает техосмотр и покраску, чтобы отдать ее уже в боевом состоянии, полностью готовой.
"Мы занимаемся покраской, и мастерская здесь есть в Запорожье. Эту работу выполняют люди, которым мы полностью доверяем и мы платим им все официально по счету. Таким образом, мы можем всем нашим донаторам предоставить четкий доклад, относительно денег", - говорят в организации.
Все автомобили передают военным по акту приема-передачи. Военные приезжают и видят какое техническое состояние имеет авто, какие документы и все остальное. Часть из этих автомобилей пригодится минометчикам и для эвакуации раненых, а часть может использоваться в различных задачах - перевозка БК, перевозки личного состава. Сверхважным в местах боевых действий является проходимость машины и клиренс.
Один из автомобилей скорой помощи, который пригнали специально для передачи, достается представителю 15-й бригады НГУ "КАРА-ДАГ". Военный говорит, что "скорая" им сейчас крайне необходима.
"Такие авто привлекаются к эвакуации, непосредственно с линии соприкосновения к стабилизационным пунктам. Такие автомобили нам очень нужны, потому что они уничтожаются буквально по несколько единиц в месяц", - говорит представитель "Гвардии наступления".
Еще одно из авто скорой помощи, которое передали из Польши, оборудовано носилками, местом для кислородных баллонов, двумя инверторами, есть система кондиционирования, полочки. Нужно дооснастить его еще необходимым медицинским оборудованием и расходными материалами.
"Эта машина очень вместительная, специализированная если ее немножко дооборудовать, то она очень мощная и прочная. Нужно добавить еще медицинские принадлежности, которые боевые медики используют при вывозе раненых. Эта машина может вывозить со второй линии эвакуации, уже непосредственно на стабпункт или в город - Запорожье или Днепр. То есть первое звено - это бронированное МТЛБ, которое вывозят непосредственно из зоны боевых действий, дальше кейс-эвак работает, плечо эвакуации и после вывозят раненых на "скорых", - комментирует военный медицинский волонтер банды "Шо ты, дядя?" Сергей Матвиец.
Около 150 тысяч гривен уходит только на топливо, чтобы пригнать из Европы в Запорожье авто. Кроме того, команда оплачивает ремонты и покраску.
"Ремонты бывают супер специфические, потому что иногда машин выплывают такие сюрпризы, хотя казалось бы, что все хорошо", - отмечают волонтеры.
Сейчас неделя пойдет на ремонты, потому что ребята хотят как можно быстрее передать машины защитникам, которые очень этого ждут на фронте. Есть несколько автосервисов, которые с "енотами" сотрудничают. Мы побывали в одном из них и увидели процесс покраски авто, который занимался Юрий. До полномасштабного вторжения он работал тренером в тренажерном зале. Но с началом войны присоединился к ребятам, которые искали запчасти для автомобилей, которые были на фронте. Как-то Юрий увидел машину, окрашенную в слишком яркий зеленый цвет.
- Тогда я сказал, что также можем покрасить машину, но мы можем цвета подобрать, можем выехать посмотреть как выглядит зелень и сделать так, чтобы машина выехала в поле и ее никто не нашел. Тогда взяли валики, кисточки и покрасили пикап для минометчиков. Потом было уже 10 машин, 20, сейчас уже более 300 окрашенных авто, - говорит Юрий.
В день нашего приезда в мастерскую он красил Volkswagen Transporter, который большинство называет "течик". На одну такую машину уходит около 4 кг краски и 5-6 часов работы. Кроме "течиков" Юрий красит для фронта пикапы, джипы, скорые.