Экотехнологическая компания "Граник" уже 25 лет специализируется на сборе и вывозе мусора в Запорожье. В последние годы специалисты компании также консультируют громады и разрабатывают действенные стратегии обращения с отходами. Бизнес сформулировал свою основную миссию, как уменьшение отходов минимум в 10 раз, несмотря на то, что казалось, они должны именно на этом зарабатывать. Мы пообщались с руководителем компании Геннадием Дубовым о том, как война изменила его бизнес, почему в Запорожье не работает система управления отходами и кому выгодно сортировать мусор.
История семейного бизнеса, происходящего от фамилии, которая исчезла физически, однако осталась в памяти
Компания "Граник" создана в 1999 году именно как семейный бизнес. Основана была она Владимиром Дубовым и его сыновьями Константином и Геннадием.
"До этого наша семья занимались торговлей в киосках, поставками товаров различных групп. Затем мы выполняли поставки определенных заказов на заводы, дальше были бартеры и это все закончилось. Нужно было как-то зарабатывать и возникла идея заниматься переработкой отходов. При этом мы не хотели и не планировали заниматься сбором, логистикой, мусоровозами. В 1997 году мы поехали на мусороперерабатывающий завод в Санкт-Петербург, чтобы увидеть как это работает собственными глазами. И мы там попали на очень хорошего человека, который развеял все наши детские представления и рассказал, что на самом деле это очень дорого и требует субсидий города. У нас же была фантазия, что там Арабские Эмираты умирают от желания купить компост, а то, что там вся таблица Менделеева, тяжелые металлы, это никому не нужно и должно вывозиться на захоронение, мы не представляли", - вспоминает о тех временах Геннадий Дубов.
После этого семья начала интересоваться, как работает вывоз твердых бытовых отходов, какие контейнеры должны быть, как за ними необходимо ухаживать, какие характеристики спецтехники должны быть учтены, а самое главное - задумались над сервисом в той сфере, где казалось бы, о ней никто и не вспоминал в то время.
"А потом я загорелся идеей раздельного сбора мусора. Это стало моим хобби. Я этим увлекся по самые уши - начал дружить с сотрудниками Greenpeace, которые научили меня основным принципам. На самом же деле никто из жильцов не мечтает, чтобы у них на кухне было семь ведер, балкон был завален мусором. Это так не работает. Уже где-то в начале 2000-х я начал заниматься раздельным сбором, изучал компостирование и как это работает правильно. Со временем я развил это направление. Отец вышел на пенсию, мы провели реформирование и сейчас мы уже не семейная компания, но нам удалось настроить определенные процессы так, что компания не зависит от определенной личности, а у нас есть команда, которая разделяет общие ценности и готова менять определенные процессы, чтобы уменьшать количество отходов", - говорит предприниматель.
Что касается нейминга компании, то Геннадий Дубов отмечает, что это также семейная история.
"Граник - это девичья фамилия моей бабушки. Фамилия фактически исчезла из семейного дерева, потому что почти всю семью Граников, а это около 20 человек, расстреляли во времена Холокоста, немцы. Два дяди воевали - один из них погиб, а второй вернулся после Берлина и у него были две дочери. Эта фамилия со временем исчезла. Моя дочь в школе как-то написала реферат под названием "Граников больше нет". Я до этого как-то сам над этим не задумывался, но это истина. И так в память об этой фамилии название получила наша компания", - продолжает Геннадий Дубов, устремляя взгляд на портреты своих предков, которые расположены в его рабочем кабинете.
Предприниматель отмечает, что компании "Граник" уже более 25 лет. И он шутит, что если раньше они без злого умысла еще 10-15 лет назад могли "накидывать" себе лет и опыта, то теперь, наоборот, пришло время преуменьшать свой возраст, чтобы не казаться, ну совсем уж поседевшими титанами.
"Нужно создать другую систему управления оплатой": как ввести раздельный сбор в Запорожье
Основная философия запорожской компании "Граник" - воплощение в жизнь концепции zero waste, которая заключается в уменьшении отходов. Это помогает не только окружающей среде, но и имеет смысл для заказчиков, ведь они меньше платят собственных средств.
"Первая реакция была бурная, ведь мы должны менять свой бизнес и счета, которые мы выставляем нашим заказчикам. Со стороны возможно это и выглядело так, что мы ведем себя как самоубийцы, но правда в том, что рано или поздно мы все равно к этому придем. Нет других возможностей, нет пиролизных заводов, которые все это перерабатывают в слитки золота. Мы не открыли что-то новое, но мы работаем в этих процессах", - объясняют на предприятии.
Директор компании отмечает, что бессмысленно просто поставить цветные контейнеры под различные типы мусора - стекло, бумага, пластик и органка или подписать местным властям меморандум о строительстве непонятного завода, потому что первоочередным является сделать так, чтобы жителям было выгодно уменьшать количество отходов.
"Для этого нужно создать другую систему управления оплатой. То есть, те, кто сортируют, они меньше платят. Вот это основа этой системы. Например, жители Германии, Польши платят за мусор больше, чем мы, потому что в систему оплаты входит обращение с отходами. А это не только вывоз мусора и захоронение. У них захоронения вообще нет. У них в оплату входит компостирование отходов. То есть раздельный сбор органических отходов и производство компоста. Это заложено в тарифе, который жители платят. Есть такие специальные центры в черте города, куда каждый житель может завезти старую мебель, какую-то технику, шины, опасные отходы. Поэтому они платят гораздо больше. Но самих отходов они создают в 6-7 раз меньше, чем мы. И не потому, что они такие высоконравственные, экологические или родились такими хорошими людьми, или в школе их учили сортировать. Просто очень дорого НЕ сортировать", - объясняет относительно европейского опыта Геннадий Дубов.
Он отмечает, что сейчас любая громада в Украине в среднем производит 1 килограмм отходов с жителя в день. Исследования показывают, что если растет уровень экономического благополучия, то увеличивается и количество отходов. Запорожский полигон исчерпал свой ресурс и не соответствует современным требованиям, но строить новый полигон или работать в направлении привлечения инвесторов для построения мусороперерабатывающего (мусоросжигательного) завода, не меняя при этом модели обращения с отходами, не имеет никакого смысла.
"В среднем в Запорожье мы производим 500 тонн отходов в день. Ежедневно на захоронение приезжают около 50 мусоровозов, по 10 тонн выгружают на полигон. Такие мусороперерабатывающие заводы, которые смогут обработать такое количество отходов, теоретически существуют. Но для этого понадобится 500 млн евро. Во-первых, у нас таких денег нет, а во-вторых, сам завод он не может все эти смешанные отходы обработать - батарейки, шприцы, лекарства, памперсы. Должна появиться площадка компостирования, куда из этих 500 тонн уже попадают опавшие листья, ветки, скошенная трава, часть органических отходов в виде остатков овощей и фруктов. Затем появляется раздельный сбор и выделяется бумага, стекло и так далее. Потом появляется площадка для сбора крупногабаритных и строительных отходов, куда попадает старая сантехника, мебель, какие-то остатки стройматериалов. Батарейки, всевозможные виды пластиков они опасны и не могут попадать на завод. Очень важно создать правильную систему управления отходами и работать над уменьшением количества отходов", - уверяет Геннадий Дубов.
Как полномасштабное вторжение повлияло на работу компании и какие действия помогли выстоять
В компании отмечают, что на самом деле они и понятия не имели, какая огромная трагедия ждет Украину 24 февраля 2022 года.
"Мы не готовились к такой войне, как сейчас. Ситуация заставила нас собраться, принять достаточно тяжелые решения и полезные изменения. Война очень сильно проявила в каждом из нас определенные черты характера и нашу сущность - как что-то хорошее, так и не очень. Был страх, было непонимание, наши водители, грузчики, конечно, боялись за себя, за свои семьи. Мне кажется был лишь один момент, один день, когда мы переждали дома, чтобы понять, как действовать дальше, а потом пообщались и команда нас поддержала и так мы продолжили свою работу. У нас не было никаких срывов в графике, мы продолжали обслуживать наших людей в Запорожье, Запорожском районе и даже в населенных пунктах, где самая тяжелая ситуация, например, в Степногорске. Это важно для людей видеть, что мы все обслуживаем, ни от кого не отказались, что мы с ними", - говорит Геннадий Дубов.
Владелец также говорит, что очень гордится своей командой. В самые тяжелые периоды времени стойкими и смелыми оказались и мужчины, и женщины. В компании отмечают, что руководителями многих направлений являются женщины - логистика, бухгалтерия, сервисная служба. Сейчас на предприятии работает около 45 сотрудников и насчитывается 20 единиц спецтехники.
"Кто-то ушел добровольцем, кого-то мобилизовали. Сейчас где-то 10% коллектива ушли на войну. В начале часть женщин выехала за границу, но работали дистанционно. Мы оцифровали определенные бизнес-процессы. А офис, как место где мы собираемся и работаем, оказался не нужен. Определенный толчок к таким изменениям нам дал еще ковид, но война окончательно показала нам вектор движения. Сейчас все процессы налажены, возможно, даже лучше где-то, чем были до полномасштабной войны", - отмечает Геннадий Дубов.
При этом в "Гранике" решили, что на время войны они не имеют права поднимать тариф на услуги для своих заказчиков, несмотря на то, что выросли цены на топливо и определенные услуги.
"В тариф заложен сбор отходов - это выезд мусоровозов, заработная плата водителей, грузчиков, дизельное топливо, работа бухгалтерии, логистической службы, которая составляет маршруты, оцифровывает и затем выставляет счета. Также сюда входит работа технической службы, которая содержит, ремонтирует технику, закупает и заменяет запасные части. А также важна работа сервисной службы, которая обслуживает контейнеры - они требуют время от времени ремонтов, замены колес, крышек. Все эти расходы - это примерно 80% тарифа, который мы выставляем, а 20% - это захоронение отходов, которые мы платим на полигон. И в этом тарифе "сидит" также эконалог на захоронение. И за эти три года тариф на захоронение вырос в пять раз, - комментирует Дубов, - Мы приняли тяжелое решение для себя - на время войны не поднимать тарифы. Наши сотрудники нуждаются в более высокой заработной плате, но мы приняли такое решение, потому что сейчас трудно всем и я надеюсь, что мы можем продержаться".
Также "Граник", как консалтинговая компания, помогает громадам со всей Украины, создавать систему управления отходами. Для этого сначала проводят диагностику ресурсов, разрабатывают стратегию и дорожную карту. После этого на месте создают команду, которая состоит из местных сотрудников, которые будут исполнителями системы управления отходами.
"Война подтолкнула громады к этим изменениям, потому что эта система управления отходами, куда входит и раздельный сбор, она присутствует только в успешных громадах и демократических обществах. То есть в России нет раздельного сбора, хотя у них есть на это средства, но нет запроса. Мы же из где-то аморфных, сосредоточенных на себе жителей, становимся гражданами, стремящимися к изменениям в различных сферах жизни. И именно такие процессы они заставляют городской совет обращать внимание на потребности людей и идти по этому пути", - объясняет предприниматель.
Как монополия "убивает" конкурентную среду и заставляет общество платить больше
За последние несколько лет "Гранику" пришлось преодолеть очень много препятствий и вызовов. Существенная часть из них связана с тем, что в Запорожье одна из частных компаний, где исторически долю имеет коммунальное предприятие, занимает привилегированное положение на рынке обращения с отходами. Можно достаточно долго расписывать, почему так сложилось, но факт остаётся фактом - одна из мусорных компаний Запорожья фактически является монополистом в этой сфере. Она занимается обслуживанием домов коммунальной формы собственности, коммунальных учреждений, заведений, предприятий. "Граник" в свою очередь обслуживает определенные ОСМД в Запорожье и частные предприятия, а вот по выполнению заказов на вывоз мусора в школах, больницах постоянно возникают споры. Коммунальная больница в системе публичных закупок, например, выбирает исполнителя, который предложил самую низкую стоимость за свои услуги, но монополист подает иск в суд и пытается доказать, что только он имеет на это право. Казалось бы, что это отношения между бизнес-структурами, которые они должны решать в законном поле через суд, но довольно странной оказалась позиция городского совета, который в 2023 году уже публично "подыграл" своим "любимцам" и подал иск в суд с требованием расторгнуть договор на вывоз мусора между больницей №10 и компанией "Граник".
"Тяжба шла за то, чтобы больница №10 платила счета в два раза больше, чем платит нам. Закончилось тем, что местный совет отозвал иск, я это поддерживаю. А сейчас уже свой иск подала компания "Вельтум" по той же больнице, по тому же поводу", - объясняет Геннадий Дубов.
Предприниматель отмечает, что, к сожалению, местные власти Запорожья пока не заинтересованы менять систему оплаты в коммунальных учреждениях. Например, оплату за вывоз мусора в школах платят налогоплательщики через районные управления образования. Если бы мотивировали школы и на сэкономленные средства предоставили бы возможность учебным заведениям сделать более комфортные условия для детей - закупить мячи в спортзал или организовать какое-то путешествие, то это имело бы смысл.
"Пока у нас система такая - бери больше, бросай подальше. Если мы в суде встречались с местными властями за то, чтобы бюджетное учреждение платило в два раза большие счета, то о чем можно говорить... школы не работают, а мусор вывозится. Вся система так построена. кто из депутатов спрашивает, а зачем платить за школы, которые не работают? Все молчат. Никого это не волнует, потому что это деньги же не конкретных депутатов, это деньги общества. Но я верю, что мы находимся сейчас на пороге неизбежных изменений", - уверен Геннадий Дубов.