Усадьба Попова в Васильевке - единственное замковое сооружение в области. Находится в 45-50 км от Запорожья. В помещении северного флигеля ранее (до полномасштабного вторжения) размещался музей "Усадьба Попова", в котором действовало 5 залов, один из них был посвящен истории имения. В зале была представлена мебель того времени, а также картина, автором которой, вероятнее всего, был Юрий Попов - это последний владелец замка.
В замке журналисты 061 побывали в феврале 2022 года, буквально за несколько дней до начала войны. Тогда мы планировали подготовить репортаж о самом объекте (кстати, он является памятником национального значения) и ту самую картину, которую упомянули выше. Однако российская армия перевернула все с ног на голову, разрушив планы.
Впрочем, сейчас о замке надо и важно говорить. Ведь это уникальный объект, который пострадал в результате вражеских обстрелов и после освобождения Васильевки и других территорий Запорожской области, оккупанты должны понести ответственность за содеянное. А такие важные и знаковые объекты в будущем должны быть реконструированы.
Замок в период российской оккупации
Основные повреждения комплекса были в период со 2 по 7 марта 2022 года во время боев за Васильевку. Точнее, как говорит экс-директор Васильевского историко-архитектурного музея "Усадьба Попова" Валерий Стойчев, правильнее говорить не боев, а обороны Васильевки.
"У нас там есть два объекта: дворцовый комплекс, где в результате попадания вражеского снаряда была повреждена квадратная башня манежа конюшни. Угол башни поврежден. Кроме того, повреждена каретная - объект, который находится также на территории музейного комплекса. Там снарядом пробита стена второго этажа. "Что касается второй части музейного комплекса - дома помещика, то там все оконные проемы разбиты. Был "прилет" по больнице, которая находится недалеко от усадьбы и взрывной волной выбило окна", - говорит Валерий Стойчев.
8-9 марта в Васильевку зашли оккупационные войска. Насколько известно экс-директору, они начали приходить с обысками на такие объекты. Тогда военные РФ вскрыли администрацию усадьбы, частично - фондовый отдел. Была попытка ограбить личные вещи работников.
"Сразу скажу, информация о том, что были украдены унитазы (экспонаты, которые были найдены и хранились в усадьбе) - фейк. Насколько мы знаем, это имущество еще не разграблено. Есть попытка назначения оккупационного руководства. Но это такое... ну как можно назначить рядового сотрудника или специалиста по благоустройству директором такого объекта? На данный момент территория усадьбы Попова заросла бурьяном, запущена и посетителей там нет. Если мы говорим о сохранении объектов культурного наследия, то я не понимаю, почему не были эвакуированы экспонаты. А боевые действия в Васильевке проходили со 2 марта. То есть возможность была. Много вопросов есть к действующему директору Анне Головко и к Запорожской ОВА", - отмечает Валерий Стойчев.
Как возник замок
Чтобы понимать важность и значимость замкового комплекса, расскажем его историю.
Земли на границе Великого Луга и степи дворянин, тайный советник императрицы Екатерины II, генерал Василий Попов получил в подарок за верную службу. Он основал городок, который назвал Васильевка. Сам замок был построен гораздо позже - внуком Попова, также Василием. Когда он побывал в Алупке, в Воронцовском дворце, то якобы захотел построить имение, которое будет еще более роскошным, так и получился дворцовый комплекс с флигелями, конюшнями, каретным залом, смотровой башней, соединивший в себе северо-итальянский, мавританский и готический стили.
Строительство замка завершилось в 1894 году. На него было потрачено 2 млн. серебром. На тот момент - это огромная сумма.
В усадьбе Поповы воплощали все технические новации того времени. Более того, с 1905 дворец был электрифицирован. Строительство электростанции завершилось в 1904 году, а 12 апреля 1905 года ее запустили в эксплуатацию.
"Дворец был размером 42 на 49 метров, здание было трехэтажным: два этажа - надземные и один - под землей. По всему периметру здания находились комнаты для отдыха гостей - бани и сауны на любой вкус: русская, римская, турецкая, финская, во дворце была водопроводная канализационная система", - рассказывала нам во время последней (до оккупации) экскурсии хранитель музейных фондов (хранитель) отдела фондов "Усадьбы Попова" Виктория Богданова.
Историки склоняются к тому, что это была летняя резиденция Юрия Попова, а проживал он во Франции и Петербурге. Говорят, что он был человеком очень творческим и очень талантливым: прекрасно рисовал, имел абсолютный слух, умел играть на всех музыкальных инструментах. Во дворце был свой оркестр на 70 музыкальных инструментов, где играли сотрудники имения.
"Усадьба была открытого типа. Иногда здесь останавливались гости. Особо важных гостей он мог разместить с комфортом в двух гостевых флигелях. Западный флигель был отдан сотрудникам имения, но статусным: камердинер, который заведовал хозяйством и семьи берейтора, который занимался конюшнями. Кстати, чистокровных скакунов, которых разводили и дрессировали в усадьбе, продавали в царскую гвардию. За счет этого Поповы зарабатывали деньги", - говорила тогда Богданова.
Тайна картины
В Замке Попова была большая библиотека, коллекция оружия и картин (это были полотна Рембрандта, Тициана, Гойи), в том числе репродукции известных полотен, автором некоторых был сам Юрий Попов. Тогда нам показали картину, которую подарила музею бывшая работница имения.
"Скорее всего, после революции, работники пытались сохранить то наследие, которое находилось здесь. Это репродукция - известный библейский сюжет: молодая иудейская вдова Иудиф отправилась в стан врагов к ассирийскому военачальнику Олоферну, войско которого держало в осаде иудейскую крепость. крепость с трофеем - головой вражеского полководца. Картина висела в картинной галерее дворца и якобы была нарисована самим Юрием Поповым", - рассказывала хранительница музейных фондов.
Впрочем, экспертизу полотна никто никогда не проводил. Валерий Стойчев говорит, что подал заявку в Киев для участия в проекте исследований по этим музейным предметам. Теоретически, если смотреть на даты, то Юрий мог ее написать. Несколько работников имения, которые здесь работали и проживали перед революцией, говорили, что картина была страшной.
Картинная галерея размещалась, видимо, на первом этаже. На этом же этаже дворца находилась галерея с мраморными статуями - это был итальянский мрамор, который дублировал римскую и греческую мифологию. Рядом были игровые, бильярдные и даже комнаты для курения. Сотрудники музея отмечали, что на первом этаже был огромный бальный зал.
"Это была комната, как ее называли, с двойным освещением - окна шли в два ряда: нижний ряд - большие стрельчатые окна, а второй - меньшие окна, согласно воспоминаниям сотрудников имения "в них вместо стекла использовался хрусталь и когда солнечный свет проходил через них, было очень красивое витражное освещение, радужное". Комнату назвали белой, она была мраморной. По центру находился огромный аквариум с удивительными рыбками. Это все подсвечивалось 5 хрустальными золочеными люстрами, рядом с бальным залом находилась зеркальная комната, которая также была мраморной. Там стояли туалетные столики мраморные, инкрустированные перламутром и зеркала. Они стояли по всему периметру, что создавало иллюзию лабиринта и, если кто-то не знал, как зайти и выйти, то можно было заблудиться. Часть зеркала, вероятно из этой комнаты, была найдена во время раскопок в конце 1980-х - начале 90-х годов", - отмечали сотрудники во время экскурсии.
На территории усадьбы постоянно проводятся раскопки и исследования. Были найдены подземелья, подвалы. Если бы работы удалось завершить, результаты могли бы стать сенсацией. Причем не только национального масштаба. У руководства комплекса были планы по реставрации и дальнейшему развитию объекта, которые, к сожалению, из-за войны пока так и остались планами.
Фото редакции 061.ua, страница в Фейсбуке музея-заповедника "Усадьба Попова"