Запорожанка Ирина Колебанова во время полномасштабного вторжения рискнула и открыла небольшой продуктовый магазин "Paprika". Здесь представлены продукты от 18-ти крафтовых производителей из Запорожской области, а также других регионов Украины. Мы узнавали о сложностях с которым сталкивается маленький бизнес, как производители локальной продукции скооперировали силы и как изменились запросы потребителей.
От яблони до фестиваля консервации: каков путь крафтового локального производителя
Все началось с того момента, когда семья переехала в частный дом с большим садом. Технолог по производству полупроводниковой продукции Ирина и подумать не могла, какие изменения ее ждут. Она начала эксперименты с интересными вкусовыми сочетаниями варенья - вишня в шоколаде, слива с имбирем. А потом нашла рецепт яблочного зефира и в шутку говорит, что не один миксер сломала, чтобы получился действительно качественный продукт. Близкие предложили как-то Ирине попробовать познакомить людей с теми сладостями, которые она делает своими руками. Сначала Ирина пришла на ярмарку возле цирка, но так ничего там и не продала. Затем решила попробовать принять участие в Покровской ярмарке, но за первый день смогла продать только 10 зефирок из партии в 500 единиц. Руки опустились, и она уже подумала, что все ее старания бессмысленны, как муж предложил попробовать поехать на следующий день в парк на Радуге, если ничего не выгорит и в этот раз, то хотя бы раздать зефир детям. И произошло то, на что Ирина уже не надеялась - ее домашний яблоневый зефир так пришелся по вкусу, что к ней выстроились очереди. Мамы с детьми, семейные пары и просто ценители сладенького потянулись за зефиром и все просили контакты, где же можно заказать их еще.
"После этого мы очень сильно подняли цену на зефир. То есть если он у меня стоил 5 гривен, и я тогда вообще не могла оценить свою работу, то потом мы за один день подняли цену на 25. И сын меня так встряхнул и это дало возможность мне толчок. Так появились деньги для эксперимента с добавлением шоколада. Если порция не получилась, можно было это безболезненно вылить и сделать другую. Но с тех пор мы цену не поднимали", - вспоминает Ирина.
В том парке она познакомилась с Натальей Бабенко, которая пригласила Ирину на фестиваль домашней консервации.
На фестивале Ирина подружилась с другими производителями крафтовой продукции - сыра, колбас, варенья, шоколада, консервации и многое другое. Главное отличие продуктов крафтового производства - высокое качество, насыщенный вкус и натуральный состав. Обычно такое производство небольшое, а партии очень ограничены. За счет этого у производителя получается контролировать качество каждой единицы товара.
"Именно там на фестивале я познакомилась со всеми. Там царила всегда очень душевная атмосфера - все знакомятся, общаются. Среди нас нет этой конкуренции, мы все друзья", - делится наша героиня.
Именно тогда совместно с сыном пришла идея объединить усилия с партнерами и создать первый крафтовый магазин Soloma в 2021 году, где участники фестиваля могли бы купить полюбившуюся продукцию. Магазин открылся несмотря на коронавирус и все ограничения для бизнеса, сложившиеся в связи с этим. Здесь были представлены только локальные крафтовые производители Запорожья и области, где можно было попробовать и купить органические продукты питания.
Как появилась Paprika и почему на самом деле важен выбор натуральных продуктов
Ирина объясняет, что их пути с партнерами по бизнесу разошлись в начале 2022 года, поскольку каждый имел свое представление о крафте. Муж Ирины Сергей снова стал на защиту Украины. До этого он уже был в зоне АТО, а потом ненадолго вернулся в мирную жизнь - на завод, а параллельно создавал погремушки и натуральные леденцы. Ирина говорит, что как бы она ни пыталась повторить его леденцы, у него всегда получается лучше. В окружении женщины очень много предпринимателей продолжили свой бизнес в условиях полномасштабной войны преодолевая множество трудностей - оккупация, эвакуация бизнеса, финансовые сложности, налаживание новых связей с поставщиками и покупателями и многое другое. Это и подтолкнуло предпринимательницу не сидеть сложа руки, а открыть теперь уже собственный магазин с крафтовой продукцией.
"Насколько трудно было открывать новый проект в условиях масштабной войны? Это катастрофа. Главное, мне кажется, долго не думать и долго не погружаться в эти процессы. Я говорила себе: "никогда больше" и это длилось ровно 20 минут. У меня муж сейчас служит. И вот этот проект для меня, как и для большинства наших поставщиков является точкой опоры, чтобы просто не сойти с ума, занять себя и работать", - рассказывает Ирина.
Ей повезло найти свободный киоск, не в самом проходном месте, но за очень символическую сумму аренды.
"На принятие решения ушло несколько минут. Так и появилась наша Paprika. На самом деле, мы очень долго искали название. Наверное, это было самое болезненное для нас, мы примеряли разные варианты, уже даже вывеску делали, но все было не то, ведь название должно запоминаться, вызывать эмоции. А вот "Paprika" вызывает улыбку, - продолжает Ирина, - Теперь у нас добавились новые участники. Если раньше мы поддерживали только локального производителя из Запорожья и региона, то в период войны многие наши производители уехали в другие регионы. И мы стали больше общаться, познакомились с новыми участниками и их продукцией".