Станция "Запорожье-2" входит в реестр архитектурных памятников, которую враг пытался уничтожить еще в марте прошлого года. Тогда, в результате обстрела была повреждена инфраструктура станции (пути, контактная сеть, в зданиях повылетали стекла.) На момент обстрела на станции находились пригородные поезда, в них повылетали окна. Персонал и пассажиры, к счастью, не пострадали.
Памятник архитектуры, который подвергся разрушениям из-за вражеского обстрела: что известно о станции "Запорожье-2"
В рамках спецпроекта 061 продолжает рассказывать о достопримечательностях, поврежденных или разрушенных в результате агрессии РФ.
Интересные факты о железнодорожной станции "Запорожье-2" рассказал известный запорожский историк, заведующий музеем ЗНУ Владимир Лиников.
Вокзал строился с 1901 по 1903 годы, а собственно, как сам вокзал был открыт в 1904-м.
"На тот момент, через Александровск (так называлось Запорожье до 1921 года) уже проходила железная дорога, но она проходила с Севера на Юг и связи с другими железными дорогами не было. Станция Александровск-1 (современная Запорожье-1) не была узловой, то есть не соединялись другие различные пути. А вот когда решили строить железную дорогу, которая бы соединила Криворожье и Донбасс, то построили сообщение между станциями и город Александровск, так же как и станция, стали узловыми. Это важный момент, ведь можно было пускать поезда например, с Запада на Юг через Александровск", - говорит ученый.
Архитектуру станции нельзя назвать выдающейся и уникальной. Ведь, если посмотреть на станцию "Пологи", то она стилистически очень похожа.
"Проект станции был типичным, но с определенными нюансами и их вносили на местах. Поэтому, вероятно, что станция Александровск-2 (Запорожье-2) - это типовой проект, который немножко переработан местными проектантами", - говорит Владимир Лиников.
По его словам, если говорить об истории, то стоит вспомнить революцию 1905-1907 годов. В декабре 1905 года первые баррикады появились именно на станции Александровск-2.
"Она была быстро захвачена верными режиму войсками и черносотенцами", - говорит историк.
В 1943 году советские самолеты бомбили железнодорожную инфраструктуру тогда еще в оккупированном немцами Запорожье. Есть версия, что именно тогда были разрушены некоторые учебные корпуса запорожских университетов. А вот по самой станции не попали. Хотя, есть непроверенная информация, что станция была повреждена и восстановлена.
В 1907 году на юг через станцию "Александровск-2" проезжала Леся Украинка. Правда мемориальную доску, на которой упомянуто это событие, открыли там только в 1995 году.
Станция Александровск-2 так же как Александровск-1 изменили свои на современные в начале 1930-х годов. В 1985 году было построено новое здание и старая станция перестала выполнять функции станции. Зал ожидания, продажа билетов - все перешло в новое здание.
Еще одним интересным фактом является то, что именно на привокзальной площади станции "Запорожье-2" стоял первый "декоммунизированный" в Запорожской области Ленин. Это был собственно бюст.
"Между 1991 и 1994 годами национально настроенные активисты решили самостоятельно провести декоммунизацию. Несколько мужчин подготовили веревки, обмотали Ленина, толкнули и он упал", - вспоминает Лиников.
Это событие было зафиксировано на фото, а в интернете (до падения Ленина на площади Запорожской) можно было найти даже видео падения первого в области Ленина.
Фото из соцсетей.