Сделать прочной древесину, которой 1000 лет, и не дать рассыпаться 500-летнему якорю: как работают запорожские реставраторы, - ФОТОРЕПОРТАЖ

После подрыва россиянами Каховской ГЭС произошло падение уровня воды в Каховском водохранилище, что привело к увеличению площади острова Хортица. Добавилось около 180 га, которые значительно расширили территории, на которых ученые проводят исследования. Благодаря снижению уровня воды обнажились новые артефакты. Поэтому, сотрудники Национального заповедника почти ежедневно проводят обследование территории и обнаруживают новые интересные находки.

Корреспонденты 061 пообщались с реставраторами, которые работают в Национальном заповеднике "Хортица" и узнали об изменениях, которые произошли в их работе именно во время войны.

"Работать приходится много, качественно и быстро"

"Очень важно для нас, как ученых, исследовать то, что было все эти годы тщательно скрыто под водой. Остров Хортица - это остров лодок и кораблекрушений. Значительная часть их находилась на дне. Мы знали о них, делали осмотр, фиксировали. Под водой им было бы лучше, но теперь, когда уровень воды упал, мы вынуждены консервировать на месте остатки лодок, или же в экстренном порядке изымать их и проводить консервацию уже в нашем ангаре", - рассказывает и.о. заведующего отделом реставрации Полина Петрашина.

Она признается, что вместе с коллегами впервые столкнулись с таким большим объемом новых находок. Как уже писал 061, после падения уровня Каховского водохранилища в фонды заповедника поступило более 2000 экспонатов.

Все предметы длительное время находились под водой, где постепенно теряли свои физические свойства и прочность, становились хрупкими. Резко оказавшись на поверхности, находки дополнительно подверглись воздействию атмосферных явлений (солнце, ветер, дождь, резкая смена температур), что не могло не повлиять на их состояние сохранности. Поэтому, ученым приходится работать, быстро, качественно и много, чтобы не дать памятникам разрушиться и сохранить знания о прошлом, которые они в себе несут.

"Например, лепная керамика, выжженная при низких температурах, без укрепления специальным консервационным раствором начинает расслаиваться и разрушается. Металлические предметы, которые длительное время находились под водой, обычно покрыты продуктами коррозии, минеральными наслоениями и колониями дрейссены. Когда мы изымаем такой памятник из воды, до проведения очистки даже не всегда понимаем его точную форму и размеры", - говорит реставратор.

Как реставраторы металла стали специалистами по работе с древесиной

Коллега Полины, старший научный сотрудник отдела реставрации Андрей Денисенко сейчас спасает лодки и якоря, найденные этим летом вблизи острова. Его любимая - лодка-долбленка (или лодка-моноксил).

Древесине, из которой она сделана, около 1000 лет. Лодка разломилась на три части и ученые смогли заглянуть внутрь древесины. Тогда же и поняли, что ее состояние очень близко к другой лодке, которой 1500 лет.

"Сейчас образцы лодки-долбленки отправлены в лабораторию в Польшу для проведения радиоуглеродного анализа. Ждем результаты. Относительно рун, которые мы нашли на ней, то отметки действительно похожи на руны, но с рунами "не бьются", аналогов мы не нашли. Возможно, это просто клеймо хозяина лодки", - говорит Денисенко.

Для того, чтобы спасти находку, ее поместили в специальную емкость с жидкостью, которая будет пропитывать древесину и придаст ей прочности. Это процесс длительный, но эффективный.

Так же пропитывается раствором полиэтиленгликоля, но без полного погружения, а посредством орошения консервантом с последующим обертыванием пленкой (для поддержания постоянного уровня влажности) еще одна интересная деревянная находка. На первый взгляд, это просто огромная деревянная доска, но на самом деле ей более 500 лет и она является фрагментом от плавсредства типа "Байдак".

"Это нижний пояс. Ширина доски 600 мм, длина - 7 метров. Изготовлена из цельного дуба. Достаточно интересный фрагмент", - рассказывает Денисенко.

Он предполагает, что ученые будут находить еще много подобных фрагментов, ведь, как уже говорила Полина Петрашина, вблизи Хортицы затонуло много лодок.

"Из-за падения уровня воды, который произошел после подрыва россиянами Каховской ГЭС, у нас работы прибавилось в разы. Мы в первую очередь реставраторы металла, но сейчас так получилось, что занимаемся реставрацией древесины. На самом деле, реставраторов археологической древесины у нас в Украине нет. Много информации мы читали из книг, потому что нельзя аттестоваться, нельзя научиться. Не существует этой профессии. Нам просто повезло, что так много памятников. Это направление перспективное. И да, сегодня мы уже можем консультировать наших коллег, но должен быть постоянный обмен информацией", - говорит ученый.

Он вспомнил, как еще в 1999 году, тогда еще студентом, участвовал в экспедиции по поднятию казацкой лодки. Это был первый экспонат. Андрей тогда работал на волонтерских началах.

"Меня это очень увлекло. Я тогда учился на историческом факультете и уже тогда знал, чем хочу и буду заниматься. Студентом пришел работать в заповедник", - вспоминает собеседник.

А на вопрос, а с чем, как ученый, хотел бы поработать, отвечает:

"Есть такой объект, который хотелось бы исследовать. Буквально перед началом войны наш заведующий Валерий Нефедов нашел "Бригантину". Корабль затонул во время перехода. Он закопан, находится под водой".

Детали об этом объекте раскрывать не будем, чтобы "копатели" и "кладоискатели" не попытались найти его и разрушить своими действиями.

Тайное прошлое Хортицы

Обмеление Днепра позволило работникам заповедника пополнить и коллекцию старинных якорей.

"Этот якорь был найден случайно нашим сотрудником, который сейчас находится в рядах ВСУ. Он приехал в отпуск и прогуливался по побережью острова и нашел этот артефакт. Он был открыт и древесина, которая была на верхней части якоря, значительно повредилась. Однако дерево мы сохраним и металл в неплохом состоянии. Достаточно интересная находка. Год изготовления мы пока не знаем, клейма все раскроются во время реставрационных работ и мы, вероятно, будем точно знать дату его изготовления. Он использовался во время войны с Турцией 1735-1739 гг. Такие якоря были на больших лодках, это носовой якорь и тип судна мог быть "Бригантина". У нас есть определенная коллекция старинных якорей, но большую часть составляют "четырехлапые" якоря-кошки. Носовых, адмиралтейских, а тем более с деревянным штоком, у нас в коллекции не очень много", - рассказывает о 100-килограммовом якоре Андрей.

Реставраторы уже сняли с него наслоения грязи, песка, коррозии. Далее будет проводиться более деликатная расчистка и консервация.

Эти этапы уже прошел "якорь-кошка". Он также найден случайно летом этого года. Ученые показывают якорь, который стоит в реставрационном ангаре. Он кормовой, для большой лодки, вес его до 100 кг.

"Так выглядит памятник, который прошел длительный реставрационный процесс. Это уже завершенный музицированный экспонат", - говорит реставратор.

Ежедневно работники заповедника обследуют побережье Хортицы, ведь понимают, что сейчас имеют уникальную возможность найти то, что позволяет раскрыть историю острова.

Во время экспедиции, проведенной этим летом, нашли гораздо больше находок, чем во время одной или даже нескольких экспедиций, которые проводились ранее.