День чествования ликвидаторов аварии на ЧАЭС: история специалиста Запорожской АЭС

Работники атомных электростанций - люди, которые являются охранниками мощного источника энергии - мирного атома. После полномасштабного вторжения рф на территорию Украины вопрос безопасности атомных объектов снова стал одним из главных не только для нашей страны, но и мирового сообщества. 

Накануне 14 декабря - Дня чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, который был основан в память о завершении 14 декабря 1986 года строительства саркофага над четвертым (разрушенным) энергоблоком ЧАЭС, редакция 061 пообщалась с жителем Запорожья, работником ныне оккупированной крупнейшей в Европе атомной станции (ЗАЭС) Владимиром Подгорным. В 1986 году он был одним из тех, кто помогал ликвидировать последствия аварии на ЧАЭС, а сейчас - работает во внешнем кризисном центре ЗАЭС, и является заместителем начальника управления-начальник отдела противоаварийного планирования.

"Для того чтобы управлять любым объектом надо быть непосредственно на объекте. Управлять на расстоянии - чрезвычайно сложно. Такой объект, как АЭС, требует пристального надзора и наблюдения. С началом полномасштабного вторжения наша работа стала намного сложнее, но мы ее выполняем", - рассказывает Владимир Васильевич.

В 1986 году он работал на площадке ЗАЭС. Однажды (это было в мае) ему позвонил около 22:00 руководитель подразделения, у которого он тогда работал и спросил, а поедет ли он ликвидировать последствия аварии.

"Я секунд через 5 дал ответ. Дал согласие. Не было страшно? Не было. Вот честно. Я работал на АЭС и знал, что такое объект атомной энергетики. Мы все понимали, что взрыв уже произошел. Мы ехали туда, понимая риски. Мы переоделись в Иванкове, нам выдали форму, противогазы, таблетки йодистого калия и мы поехали в Чернобыль. Это было 24 мая. Нас разместили в школе в спортивном зале на двухъярусных кроватях. Уже утром 25 мая в Чернобыле на территории пожарной части нас выстроили, дали задание. Мы работали в три смены. Среди задач - пожарная профилактика. Мы должны были не допустить возникновения пожаров на территории станции и вокруг нее. На тот момент прошел месяц после трагедии и все уже более-менее понимали ситуацию сложившуюся в то время. Вместе с нами в смене работал специалист с дозиметрическим прибором, который шел впереди нас и измерял уровень радиации. Он определял можно ли идти дальше, или надо обходить", - рассказывает Владимир Подгорный.

Во время разговора вспомним события, которые произошли уже во время полномасштабного вторжения, когда российские военные захватили ЧАЭС и начали окопаться в рыжем лесу, что вокруг ЧАЭС.

"В голове не укладывается, что в 21 веке такое возможно. Это террористы, которые не знают границ, не понимают, что это ядерный объект, это же условно не какая-то там сельскохозяйственная пристройка - это объект ядерной инфраструктуры. И прежде чем переступить порог такого объекта, надо подумать, стоит ли туда идти", - добавляет специалист.

Тогда, в 1986-м году, он пробыл на ликвидации аварии на ЧАЭС 13 дней - до 6 июня. Владимиру Васильевичу на то время было 25 лет.

"Я поехал туда здоровый, а приехал и сразу был госпитализирован. Около месяца пробыл в больнице. Эти две недели наложили свой отпечаток на здоровье - возникла гипертоническая болезнь и она есть у меня и до настоящего времени", - говорит собеседник.

В первые месяцы после аварии на ЧАЭС люди находились очень поражены разрушениями 4-го энергоблока ЧАЭС и последствиями, которые вызвала ядерная катастрофа. Специалисты различных направлений деятельности, прибывавшие на ликвидацию аварии анализировали текущую ситуацию, предоставляли свои предложения по тому каким образом ее можно обуздать и как скорее привести разрушенный реактор в безопасное состояние.

"То, что мы видели на станции, конечно поразило. В памяти запечатлелось, но мы понимали, что надо идти ликвидировать последствия аварии", - говорит ликаидатор.

До аварии он никогда не был на ЧАЭС, а после того - был дважды. Первый - в 1997 году (были мероприятия, связанные с противопожарной защитой станции), а второй раз - в апреле 2016 года на 30 годовщину со дня возникновения Чернобыльской катастрофы.

"26 апреля - День памяти жертв радиационных аварий и катастроф и День памяти аварии на ЧАЭС, а 14 декабря - день чествования тех, кто ликвидировал эту аварию. Мы собираемся в этот день. Не все. Но кто может, тот приходит, вспоминаем, как тогда работали, что пережили. Ликвидаторов становится все меньше с каждым годом. В 1986 году нас из пожарной охраны Запорожской области было более 60 специалистов. В общем, участие в ликвидации аварии на ЧАЭС приняли более 600 тыс. человек", - рассказывает ликвидатор.

Он смотрел немало фильмов о ликвидации аварии. Говорит, что с чем-то согласен, а с чем-то - нет. Мол, много художественных вымыслов о событиях того времени на ЧАЭС и в г.Припять.

Те две недели, которые провел на ЧАЭС, на самом деле является длительным временем. Ведь, по словам ликвидатора, период до 31 июля 1986 года считается сверхважным и особенным.

"Надо было все переосмыслить, выработать план мероприятий и понять, сколько нужно людей, техники и что вообще делать", - говорит Подгорный.

Он уже долгое время живет в Запорожье и надеется, что его родная ЗАЭС будет деоккупирована и мирный атом снова будет в безопасности и будет работать на пользу Украины.