Как волонтеры из Токмака после оккупации родного города сплотили свои силы для помощи другим людям

Общественная организация «ЙЭС», ранее занимавшаяся молодежными проектами, во время войны переродилась в мощную структуру, оказывающую помощь вынужденным переселенцам и жителям прифронтовых общин. 061 пообщался с командой организации о помощи в оккупации, проблемах ВПЛ и проектах, которые способны поддерживать людей, не унижая их достоинство и честь.

Как создать гуманитарный штаб в оккупации и помогать людям

Соучредительницу общественной организации «ЙЭС» Валерию Овчарову полномасштабное вторжение застало в родном Токмаке. Никто и ожидать не мог, что город оккупируют на следующий день. Все активные неравнодушные токмачане начали объединяться и действовать, чтобы поддерживать тех, кто в этом больше нуждался. Так, совместными усилиями активистов был основан гуманитарный штаб. И общественная организация «ЙЭС» стала юридической основой этого штаба, потому что через неделю именно на них уже начали выходить доноры, которые узнали, что на местах есть общественные активисты и крайне необходима поддержка местному населению.

«Когда люди начали просто выходить на улицу, мы пришли в горсовет и узнали, что центр социальных служб тогда закрылся. Горсовет был разбалансирован, кроме департамента ЖКХ, где решали вопросы перебитых коммуникаций. свет, газ, вода, почти ничего не работало. Не было времени, чтобы наладить работу всех социальных служб. В Токмаке большое количество людей, около 1800 человек ежедневно получали услуги от обходивших их социальных работников, которые выдавали им там продуктовые наборы или что-то такое. То есть, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, пожилые люди – все они остались полностью парализованы», - вспоминает волонтер, а ныне проектный менеджер организации Аскад Ашурбеков.

Несмотря на то, что логистика была полностью сломана, активная часть общины смогла договориться с местными предприятиями. В частности, с местным хлебзаводом, птицефабрикой, консервным заводом и другими аграрными предпринимателями. Они отдали ту продукцию, которая у них была на складах. Именно благодаря этому люди в первые дни получили небольшие свертки с хлебом, крупой, консервами. Волонтеры вспоминают, что, возможно, это сейчас звучит примитивно, а тогда было очень важно знать, что у тебя есть что есть завтра. Разносили эти продуктовые наборы в семье маломобильных людей сами волонтеры, принявшие функцию социальных служб.

«Мы сделали объявление в телеграммах и пригласили присоединиться всех, кто имеет такое желание к работе гуманитарного штаба. Мне кажется, что сразу около 30 человек присоединились. Нам тогда помогали не только предприниматели, а вообще люди, которые имели какие запасы пищи, просто приносили, чтобы поделиться с теми, кому это необходимо больше. Проблемным также был вопрос с лекарством. Мы призывали также поделиться тем лекарством, которое есть в аптечках. Особенно это касалось медикаментов для лечения щитовидной железы, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета. Мы собирали это лекарство и нуждающиеся могли их брать. Также большая потребность была в памперсах, в детской гигиене. Мы все собирали и формировали такой состав. У нас были волонтеры, которые вели таблицы», - говорит глава ОО «ЙЭС» Валерия Овчарова.

За первые 10 дней оккупации в гуманитарном штабе Токмака сформировалась настоящая команда из неравнодушных людей. Часть волонтеров занималась организационными вопросами и коммуникацией с разными органами, другая обеспечивала доставку гуманитарной помощи по адресам, затем помогали встречать эвакуированных жителей из Мариуполя.

«На нас вышел донор, и они хотели выплатить компенсации людям, чье жилье и имущество на тот момент пострадало от обстрелов. Было очень большое количество домов, где повреждена кровля, разбиты окна. И мы выдавали деньги на то, чтобы они купили окна, заделали эти повреждения. Не то чтобы такое требование было, однако мы должны проверить, что человек подающий такую заявку действительно нуждается в средствах на компенсацию за повреждение. И мы наших ребят отправляли проверить тот или иной адрес. И однажды на них обратили внимание россияне, остановили, начали допытываться, что именно они фиксируют. Нам позвонили по телефону и сказали, если вы сейчас не объясните, мы их забираем на подвал. Но мы договорились до того, что просто прекращаем нашу работу. Нам везло, что их отпустили», – продолжает свой рассказ Валерия.

Именно тогда встал вопрос, что гуманитарный штаб может продолжить свою деятельность, либо под эгидой оккупантов, либо рано или поздно кого-то из членов команды заключенных, потому что ситуация ситуация становилась все более напряженной. Именно поэтому с середины марта волонтеры начали выезжать на подконтрольную Украине территорию.

Команда «ЕС», которая поддерживает своих и стремится стать ресурсом для города

В Запорожье команда из Токмака весной 2022 года решила снова объединить свои усилия, чтобы помочь адаптироваться всем переселенцам и жителям прифронтовых общин.

«Я бы не назвала уже нас, наверное, всех здесь волонтерами, потому что люди уже получают зарплату за то, что они делают. Люди, захотевшие связать как-то свою жизнь, занятость с тем, чтобы делать пользу другим, они уже перешли в разряд сотрудников организации. Конечно, есть часть работающих на волонтерских началах, а есть часть людей, которые уже прицельно уделяют этому свое основное рабочее время и перешли на другой уровень. Но мы в целом себя воспринимаем как организация ВПЛ, потому что у нас из всей команды только одна местная. Все остальные — это либо ВПЛ, либо люди из уехавших прифронтовых территорий, и мы очень рады, что все здесь нашли себя. И сейчас мы продолжаем помогать на более профессиональном уровне», — отмечает Валерия Овчарова.

Команда организации за это время выросла в десятки раз, а также добавились участники, так или иначе вовлеченные в какие-то проектные активности. В ОО «ЙЭС» работает 14 сотрудников – это административная команда, проектные менеджеры, менеджеры по мониторингу и оценке, финансисты и так далее. Если объединить также привлеченных во всех проектах, то эта цифра достигнет 60 человек.

«Пока была возможность, мы доставляем грузы в Токмак. Но мы не только Токмак помогаем, а еще и Бердянскую, Приморскую, Мелитополю и другим общинам, которые к нам обращались. Сейчас мы имеем проекты не только в Запорожской области, работаем в Херсонском, Днепропетровском и Харьковском регионе. У нас нет офисов, а есть определенные локации. К примеру, у нас есть безопасные детские просторы, которые работают в Кривом Роге, в Желтых Водах, в Первомайском», - отмечают в организации.

При этом те, кто уже трудоустроился, пытаются помочь найти работу в другие учреждения своим землякам, чтобы они не чувствовали себя как социальная группа переселенцами, а полноценно существовали и были точкой опоры для других.

«Важно как раз из всех выехавших людей найти тех, кто может помогать другим. Это очень важная история, чтобы мы были ресурсом для города, который нас принял, а не каким бременем. Мы помогли с трудоустройством людей из числа ВПЛ в донорской структуре, в центре охраны труда, в областной службе крови, в других структурах. Выехавшим иногда сложно разобраться с бюрократией в центре занятости, какими-то разрешительными документами, справками. Если у нас есть возможность на эти процессы как-то влиять или подсказать, мы это делаем и будем делать, наверное, еще дальше . Мы все сегодня полезны для своих людей из Токмака, других территорий. Тот ресурс и энергия, которая у нас есть, мы ее можем сегодня реализовывать», – рассказывает Аскад Ашурбеков.

Детские лагеря, образовательные центры и аварийные ремонты: какие проекты претворяет в жизнь команда «ЙЭС»

Общественная организация «ЙЭС» в 2023 году сосредоточила свои усилия на трех ключевых направлениях: проекты связаны с детьми и доступом к образованию, аварийный ремонт в прифронтовых общинах и продовольственная безопасность.

Часть команды занимается обустройством цифровых образовательных хабов и безопасных детских пространств, что является альтернативой школе и саду. Родители могут привести ребенка в это пространство и оставить под наблюдением фасилитатора. Одна из главных особенностей этих центров состоит в том, что они открыты в достаточно отдаленных населенных пунктах и сельской местности.

«В первой половине дня дети могут приобщаться к своим онлайн-урокам, потому что там есть классные современные гаджеты, есть подключение к сети интернет. А во второй половине дня идет полная социализация. С детьми занимаются фасилитаторы по своей программе, также они играют с детьми и проводят творческие уроки или мероприятия по какой-то психоэмоциональной разрядке. Очень важно, что дети не только приобщаются к обучению, но и имеют возможность пообщаться со своими сверстниками», - отмечает руководитель направления Елена Плаксина.

Также Елена в этом году координировала деятельность детского лагеря, который профинансировали доноры из Великобритании именно для отдыха детей из Запорожской области. Отбор решили делать не просто для детей льготных категорий, а основная задача заключалась в том, чтобы поддержать одаренную молодежь, о которой в войну однажды забыли. Для них организовали отдых в частном экокемпе в Широковской общине с мини-сменами по 12 детей. Всего удалось оздоровить 60 детей, которые были чрезвычайно счастливы и благодарны этой возможности.

«Еще у нас был мини-проект с помощью в приобретении обуви для детей. Мы заключили договоры с городскими магазинами, и родители сами приходили с детьми и среди всего ассортимента магазина выбирали то, что им нужно. Это очень удобно, когда можно измерить, выбрать необходимую модель, цвет. Мы знаем, насколько это важно дать людям выбор, а не просто взять сапожки, которые дают. Мы счастливы, что делаем проекты, которые не унижают достоинство человека. Мы стали ВПЛ и бежим от войны, не из-за бедности, потому что все имели до этого свою жизнь – какой-то бизнес, доход и мы не хотим унижать людей очередями или заставлять брать то, что дают», — отмечает Елена Плаксина.

Что касается аварийного ремонта, то речь идет о помощи с закрытием поврежденных окон, дверей, кровли и ремонтом пострадавших в результате войны помещений.

«Проект охватывает Ореховскую , Камышевскую и Преображенскую общину. Он пользуется большим спросом среди людей, проживающих на этих территориях, потому что эти населенные пункты, они очень близко к фронту, и они не подпадают под те проекты от доноров, где людям оказывается помощь по ремонту жилья уже непосредственно шифером, вставкой этих пластиковых окон. . Люди должны иметь возможность дождаться этого момента. Нам удалось выполнить более 800 заявок. Мы не только предоставляем строительные материалы, но и оплачиваем выполнение этих ремонтных услуг. Потому что раньше людям нужно было еще собственные средства заплатить , чтобы им кто-нибудь окно вставил», — объясняет руководитель направления Елена Чаговец.

Самое важное, что к аварийным ремонтам привлекают именно местных жителей с тех территорий. Да, люди имеют возможность получить средства за свой труд и это для них очень важная мотивация.

В течение года организация также снабжала продуктовыми, санитарно-гигиеническими и бытовыми наборами жителей льготных категорий , проживавших в непосредственной близости (от 0 до 20 километров) до линии столкновения. В бытовой набор, в частности, входит кастрюля, сковорода, постельное белье, полотенца, столовые приборы.

«Мы такое выдавали ВПЛ из отдаленных сельских общин, потому что они такого еще ни разу не получали. Если в Запорожье есть какие-то точки выдачи, иногда людям перепадает такое счастье, то там люди этого не видят вообще. Оно туда не всегда доезжает», - напоследок говорит Валерия Овчарова.

Один из важных проектов, реализуемых ОО «ЙЭС» сейчас — улучшение коммуникации с жителями временно оккупированных территорий. Решить эту проблему планируют на двух уровнях — региональном и под нужды отдельных общин. Для этого проекта отобрали 10 общин Запорожской области, которые помогают разработать информационно-коммуникационные кампании и персонифицированно подойти к решению проблем на местах, чтобы люди в оккупации имели доступ к проверенной информации.