Нас спас один заказ: история запорожского предприятия, которое возобновило производство уникальной плитки Мелия

Возобновление производства плитки Мелия стало глотком свежего воздуха для небольшого запорожского предприятия.

"Когда началась война мы уволили почти весь персонал. Мы оставили только двух специалистов, которые могут научить других, в случае необходимости. Люди - это движущая сила нашего производства, потому что оно ручное. Человек - это главная производственная единица. Если бы не этот заказ, то нас бы не было. Мы бы все распродали. Пережить эту зиму и сохранить предприятие нам помог этот заказ", - это рассказ директора по производству керамических изделий Владимира Заставского. 

Название предприятия мы не называем намеренно, из соображений безопасности. 

Заказ, о котором он говорит, это производство уникальной плитки Мелия для дома 151 на проспекте Соборном, который отстраивать после попадания российской ракеты С-300. 

Журналисты 061 побывали в производственных цехах и увидели, как изготавливают уникальную плитку.

Владимир показывает вторую самую большую ценность своего производства (после первой - персонала) - гипсовые формы. Их здесь имеют немало, все в кадр не влезает. Более того, даже в одном помещении места мало. Однако производство различных горшков и различных скульптур поставлено на паузу, сейчас все силы направлены на изготовление плитки Мелия. 

Керамист Алексей Будко вручную наполняет формы глиняной массой. Говорит, что на заливку формы уходит час-полтора. Затем все разравнивает - это процесс достаточно кропотливый и длительный, после чего плитка отправляется в печь. Несколько сотен плиток я уже сделал", - рассказывает мужчина. 

Он признается, что работа довольно тяжелая физически, ведь брикеты с глиной и сами формы имеют немалый вес. Однако результат того стоит.

"Мне кажется, что очень хорошо получается. Гордость есть, что мы присоединились к этому делу. Видим, как постепенно "закрывается" плиткой фасад дома", - говорит керамист. 

Обжиг делается в печи при температуре 1200 градусов, затем 2-3 суток плитки остывают. 

"Плитка отдает такое тепло, которого достаточно для отопления помещения цеха", - говорит глава производства. Чтобы подтвердить свои слова, он достает "свежую" плитку из печи. Для этого надевает специальные перчатки. 

"Поднесите руки, только не очень близко. Вы почувствуете жар", - говорит Владимир. 

Поднесли. Температуру действительно можно почувствовать, не прикасаясь. 

Вес одной плитки достигает от 10 до 11 кг. Для восстановления фасада поврежденного дома их надо около 2000 штук. 

"В 50-60-е годы плитку делали "сухим прессом". Сейчас технология другая. Делаем ее вручную. У нас есть сотни гипсовых матриц, учитываем толщину и делаем вручную. Производство фактически началось в конце августа 2023 года. Тогда мы сделали формы. А плитку непосредственно начали производить осенью.  2000 плит мы сделали за 3-4 месяца. Самое сложное - сушка и обжиг. На каждой плите стоит клеймо, дата производства. Нам очень приятно, что мы имеем отношение к восстановлению дома. Это очень ответственно. Для нас вызовом были только сроки, потому что мы знаем госстандарты, мы имеем опыт и мы умеем делать различные архитектурные элементы, но мы переживали, что в сроки не уложимся", - признается Владимир. 

Сама плитка производится за бюджетные средства. Прежде чем наладить ее производство необходимо было решить вопрос с сырьем. В Украине шамотную керамическую массу производят только в Славянске на предприятии "Керамические массы Донбасса". 

"Они запустили производство по просьбе генерального подрядчика ООО "Украинские инвестиционные технологии", который вел переговоры, решал вопрос с энергоснабжением (работали генераторы). Предприятие сделало глину под этот заказ", - говорит производитель плитки.

"Это был настоящий вызов, потому что плитка, которая есть на фасаде дома, была там установлена почти 80 лет назад и с тех пор такая плитка в нашем государстве не изготавливается вообще. Плитка сейчас имеет дисбаланс по цвету с той, что установлена ранее. Даже после того, как старая плитка была почищена.

Но уже через пару лет пройдет процесс окисления металлов, которые есть в составе плитки и она будет иметь красный цвет и будет сливаться в фасадом", - объясняет директор КП "Управление капитального строительства" Александр Андреев.

"Уверяю, что пару сезонов и новая плитка будет такого же цвета. 100%", - добавляет производитель. 

По его словам, в 50-х- 60-х годах прошлого века проспект Соборный (те дома, которые имеют такую плитку на фасаде) был песочного цвета, как сейчас эта плитка. 

Сейчас строители монтируют плитку на фасадную часть дома. Для этого даже построили небольшие "теплички", потому что раствор, который держит плитку, любит плюсовую температуру. 

Производитель плитки говорит, что шамотная керамика огнеупорная, прочная (как бетон) и имеет высокую теплоемкость. Поэтому, является еще и утеплителем. 

Владимир с тяжелым сердцем вспоминает, как делали различные архитектурные элементы для Кураховского парка. Как он ждал его открытия и лично контролировал производство каждого из 18 объектов. Но сейчас тот парк есть только в воспоминаниях и на фотографиях, потому что его уничтожила вражеская армия. 

"Дай бог сил нашей армии. Верим, что будет мир и возрастут темпы восстановления и реконструкций и у нас будут заказывать эту плитку и другие города, где есть дома, которые ею облицованы. А также мы снова сможем создавать различные архитектурные элементы, которыми будут украшать города", - говорит Владимир.