Краеведы из Гуляйполя создают лабораторию, где будут спасать предметы исторического наследия, - ФОТОРЕПОРТАЖ

Сундуки, шкафы, витрины, детская мебель, саманницы, картины, фотографии и еще много разных предметов исторического наследия, которые вывезли из прифронтовых громад, будут восстанавливать в реставрационной лаборатории.

Идея создать современную мастерскую принадлежит историку и председателю общественной организации "Гуляйпольские древности" Сергею Звилинскому.

Еще до начала полномасштабного вторжения он занимался спасением и популяризацией исторического наследия в Гуляйполе и регионе в целом - оцифровкой, реставрацией, сохранением небольших музейных коллекций и семейных архивов, музейно-выставочной деятельностью. С началом полномасштабного вторжения актуальность этой работы существенно выросла.

"В этой лаборатории будет проходить деревообработка. Это такая современная столярка, которая позволит спасти историю. Это мечта человека, который работает с деревом. Благодаря этому оборудованию можно выполнять полный комплекс работ с деревом. Современное оборудование существенно упрощает процесс реставрации", - говорит Звилинский.

Лаборатория находится в прифронтовом Запорожье, ее разместили в помещении, которое является безопасным (насколько это возможно в условиях войны).

"Все сюда свозим. Мы давно уже думали над тем, что нам нужна реставрационная лаборатория, чтобы мы могли реставрировать вещи, чтобы они стали полноценными экспонатами. Есть много вещей поврежденных. Эта лаборатория нам была органично нужна. Мы подали заявку на грантовую программу и выиграли", - рассказывает Сергей.

В помещении завершаются ремонтные работы, завозится оборудование, но Сергей провел небольшую экскурсию для журналистов 061.

Среди предметов, которые ждут реставрации - сундуки, с которыми столетия назад женщины выходили замуж.

"Это приданое девушки. Их было очень много, их продавали на ярмарках. Они были типологически разные", - говорит историк.

Он показывает один из таких сундуков. Когда-то он был на колесиках, но этот элемент, как правило, выходит из строя одним из первых. Поэтому сейчас он отсутствует и, возможно, в процессе реставрации его вернут.

Сундук принадлежал Анне Прохоровне Кучерявой (Холод, Макуха), которая родилась в 1890, а умерла в 1976 году. Женщина жила в селе Варваровка.

"Это история женщины и сундука. Вот смотрите, здесь написано, что в 1910 году она замуж вышла. На сундуке также написаны имена и даты рождения ее детей. Нам известно, что в 1914 году мужа Анны мобилизовали на Первую мировую войну. У нас есть фото, где они вместе, она провожает его на фронт. В 1915 или 1916 году он погиб. Через несколько лет женщина повторно вышла замуж. Сундук она забрала и переехала ко второму мужу. Нам этот сундук передал внук Анны Прохоровны. Надеемся, что после войны он вместе с другими историческими артефактами вернется в Гуляйполе в Музей-усадьбу семьи Кригер и мы обязательно расскажем интересную жизненную историю Анны Прохоровны и ее семьи", - рассказал Сергей Звилинский.

Он добавляет, что было найдено даже свидетельство о рождении этой женщины.

Еще один сундук стоит рядом в помещении. Он совсем другой снаружи, а внутри имеет настоящий клад - семейные фотографии, письма и банкноты времен Российской империи.

"Здесь отражено все ХХ века. С одной стороны видим деньги времен последнего императора Николая I, дальше керенки (времен времен временного правительства) 1917 года, они на тот момент уже не имели никакой ценности для семьи. Далее лотерейные билеты, билеты государственных денежных займов 1930-х гг., семейные фото 1920-60-х гг., открытки. Это крутой семейный экспонат. Здесь толстое дерево. Этот сундук много украшен, что было не дешево. Мы максимально сохраним его. Красить точно не будем. Сломанную ножку восстановим, оцифруем, зафиксируем", - говорит Сергей.

Сундук должен был стать экспонатом музея "Гуляйпольских древностей", который планировали открыть в Гуляйполе летом 2022 года. Но полномасштабная война разрушила планы. Сундук вывозили в Запорожье в первый месяц большой войны.

"Это не просто вещь, а вещь, которая наполнена историей. Нельзя это оставлять в домах, когда все вокруг разрушается. Сейчас много домов разбито, крыши текут, или их даже нет совсем. Люди позволяют забирать нам такие вещи", - объясняет краевед.

Удалось спасти и старинную витрину для посуды. Ее забрали из простой сельской хаты, но когда-то она была предметом интерьера помещичьей или мещанской усадьбы, потому что является дорогой штукой.

"Она полностью функционирует. Мы ее забрали за неделю до вторжения. Сначала забрали в музей в Гуляйполе. Дом, где она стояла, старый был, падал уже и владелец отдал его нам. Это конец ХІХ-начало ХХ века. Богатая вещь. Ольха, видимо. На то время это дорогая мебель. Она в первую очередь пойдет на реставрацию. Но могу сказать, что она в хорошем состоянии", - рассказал Сергей.

Еще одной редкой вещью является большое зеркало, которое когда-то было частью трюмо.

"Это делали немцы-лютеране, оно стояло в немецком доме в бывшей колонии Пришиб возле Молочанска (Гальбштадта). Здесь сохранилось родное оригинальное стекло, все детали отделки. Это редкая штука", - комментирует Сергей, показывая старинную мебель.

Он признается, что иметь такую лабораторию - это его давняя мечта.

"Это мой теперь уже закрытый гештальт. Мой прадед был столяром", - добавляет.

После того, как лаборатория начнет работать, историки будут искать возможности привлекать реставратора на постоянной основе. Ведь работы впереди очень много.