Лететь "между пулями" и видеть лицо врага: о чем рассказывают пилоты, которые воюют на Запорожском направлении

Он мечтал о небе с самого детства. Планировал стать летчиком еще со школьных лет, потому что уже тогда был влюблен в авиацию. Гражданскую. Чтобы пилоты были в белых рубашках и костюмах, мечтал о различных перевозках. Но вместо рубашки и синего костюма 45-летний Алексей носит "пиксель", потому что является пилотом Ми-8 и защищает страну в составе 11-й отдельной бригады армейской авиации "Херсон".

Пилоты очень суеверны и поэтому никогда не фотографируются перед боевым вылетом, но журналисты посетили авиаторов на "работу", когда они должны были осуществить учебные полеты. Говорят, что совершенствовать свои навыки надо даже тем, кто имеет немалый боевой опыт.

В начале разговора Алексей вспомнил, как еще малышом с отцом приходил на аэродром и как впервые в жизни сел в кабину именно Ми-8.

"Знаю этот тип техники. Но управлять вертолетом, это как ездить на машине - у каждой свои особенности", - рассказывает и добавляет, что "стальные птицы" для пилотов будто живые.

Он ласково называет свою "восьмерку" - "Ласточка", гладит ее и перед каждым заданием просит, чтобы она не подвела, а потом - обязательно благодарит.

В профессии Алексей с 20 января 1999 года (четверть века). После окончания летного колледжа пошел в армию, где собственно и стал военным пилотом.

"А на какой технике хотели бы летать? Западные страны обещают передать..."" - не успеваю договорить, как Алексей начинает рассказывать.

"Пусть враг узнает о том, что у нас есть хорошее вооружение и хорошая техника тогда, когда он почувствует это все на себе, когда оно будет по нему работать", - говорит.

Полномасштабная война застала его в Херсоне. Подразделение было в своей части и проснулось "по тревоге". Считанные минуты на сборы, а потом взрывы.... Российская армия направила на часть свои "Калибры". Алексей насчитал тогда четыре "прилета". Ракеты разорвались на аэродроме.

"Адреналин шкалил. Все было на автомате: взять оружие, амуницию, карты, гаджеты - ты должен быть готов к вылету", - рассказывает.

Уже через некоторое время военные воочию видели вражеские вертолеты, которые били по Херсону, а колонны россиян выезжали на трассу Херсон-Николаев.

"Очень тяжело было семью убедить сесть в машину и уехать. До гражданских не доходило как-то, а многие не понимали, что происходит. Люди думали, что учения или что-то такое", - говорит пилот.

Вертолеты являются частью Сухопутных войск и с 2014 года выполняют различные задачи на фронте.

"Каждый вылет может быть в одну сторону. Мы все это понимаем. Как говорят: и пуля, которая будет для тебя, ты ее не услышишь. Но мы все мысли стараемся отбрасывать", - говорит Алексей.

Во время разговора спросили, какой уничтоженной целью врага гордится. Он говорит:

"Есть такое выражение: у самурая нет цели, у самурая есть путь. Так же и у нас: нет цели, есть выполненная задача. Я помню все свои боевые задачи".

Он вспомнил как выполнял задание по высадке спецназовцев вблизи острова Змеиный. Тогда один украинских военных получил тяжелое ранение. Алексей услышал об этом по рации, когда уже был на другой площадке. Вместе с побратимом они приняли решение вернуться чтобы эвакуировать раненого бойца и доставить его в больницу. Говорит, что тогда летели "между пулями".

"Забрали Богданчика и полетели на Одессу... Врачи сказали, что вовремя", - вспомнил Алексей.

Он не знает, сколько побратимов спас за время войны. Говорит, что никогда не считал и не думал об этом. Но помнит всех. Эти случаи ему морально тяжело вспоминать. В голосе чувствуется дрожь и глаза начинают блестеть.

Алексей говорит, что была такая ситуация, когда надо было вылететь на поиск сбитого россиянами Ми-14. Из шести членов экипажа удалось выжить только одному. Этого одного и надо было найти и эвакуировать. Алексей рассказывает, что видели тела погибших, хотели их забрать, но враг не дал. По рации передали, что надо быстро убираться с места, потому что на них уже охотился истребитель врага.

Представитель бригады по имени Кирилл добавляет, что пилоты выполняют сейчас очень рискованные задачи. Но для того чтобы работать более эффективно, необходимо иметь современное оружие и вертолеты.

"На нашем шевроне написано: "мы там - где нужны". И мы обычно находимся там, где нужны", - говорят пилоты.

Кирилл добавляет, что экипажи сейчас летают на малых высотах и даже видят лица вражеских солдат.

Говоря о задачах, он рассказал, как ему приходилось высадить группу спецназовцев в окруженный Мариуполь. Он понимал, что там не будет дружественных подразделений, которые смогут прикрыть или помочь.

"Морально, психологически тяжело, но ты же должен понимать, что ты военный. Все люди, все боятся и все не хотят умирать", - говорит он.

Он родом из Луганской области, его дом уже почти 10 лет, как оккупирован.

Авиаторы признаются, что мечтают о полетах над свободной Украиной.