Сергей Малышев – основатель и директор офтальмологической клиники "ТопМедикал", руководитель общественной организации "Уния Офтальмика" и медицинский волонтер. На базе его медицинского учреждения на волонтерских началах врачи производят гемостатические средства и спреи-репелленты для военных. В первой половине 2022 года в ТопМедикал организовали штаб для выдачи гуманитарной помощи людям. Мы пообщались с предпринимателем о том, как его бизнес подстроился под новые вызовы, как изменились потребности военных в медицинской сфере и почему важно проявлять общественную активность, чтобы побудить власть эффективно тратить бюджетные средства.
Как офтальмологическая клиника превратилась в гуманитарный хаб
Сергей Малышев по образованию терапевт.В 2007 году создал центр информационно-аналитического обеспечения и тестирования в медицинском университете. Там он познакомился с большинством тех людей, которые подтолкнули и помогли ему открыть офтальмологическую клинику.
«Я работал медицинским представителем в международной офтальмологической компании, когда мне друзья подбросили идею сделать офтальмологическую клинику. У меня уже была определенная база знаний в этой области, хотя по теме диссертации я терапевт. Потом мы сдружились с несколькими людьми и уже прекрасно понимали, кого из специалистов мы могли бы пригласить работать. Сам бренд «ТопМедикал» был создан нами в сотрудничестве с другим выпускником медицинского университета Владимиром Шевченко, имеющим собственную маркетинговую фирму . Названиемне понравилось. У нас поначалу была офтальмология, эндокринология и неврология. Это три вообще-то связанных дисциплины, потому что диабет лечит эндокринолог, а проявления этого диабета на сетчатке способен увидеть офтальмолог. Если есть больные почки, то страдает сетчатка», – говорит Сергей Малышев.
В клинике сейчас работают среди медперсонала три офтальмолога, которые принимают пациентов по расписанию, лазерный хирург, оперирующий хирург катарактальный; два невролога, один эндокринолог.
Предприниматель планировал 28 февраля 2022 открыть в клинике новое диагностическое отделение.Здесь произвели ремонт за 2,5 миллиона гривен вместе с системой вентиляции, кондиционированием.
«22 февраля я был в Киеве в офтальмологическом центре, где работает доктор медицинских наук. Он раньше оперировал в Запорожье и нам предстояло пообщаться по рабочим вопросам. И уже там было такое ощущение, будто что-то надвигается, но мы и не подозревали, что это все вот в таких масштабах будет», - вспоминает о своих ощущениях Малышев.
В первый день полномасштабной войны предприниматель понимая все риски и вспоминая опыт своих потерявших в Донецке коллег, принимает решение вывозить драгоценное медицинское оборудование в более безопасные места. Только один из приборов в соседнем кабинете стоит более миллиона гривен.
Вместо этого в помещении клиники открываются два волонтерских хаба.
«Сверху у нас размещался хаб «ЯМариуполь. Мы познакомились с ними через наших друзей-волонтеров.А внизу был центральный штаб «Паляницы» с колл-центром, которым я руководил. С начала войны самые большие очереди были именно здесь у нас. Все эти 540 квадратов клиники были задействованы под гуманитарный хаб, и никакой медицинской практики здесь не было», - вспоминает владелец.
В хабе люди получали продуктовые наборы, одежду, лекарства, детскую гигиену, питание для малышей. Также волонтеры собирали необходимые вещи для плетения маскировочных сеток, материалы для изготовления окопных свечей.
В период полномасштабного вторжения Сергей вместе с командой создал медицинский хаб на площади 180 квадратных метров с лекарственным составом. Через них прошло медицинской помощи на миллион евро на обеспечение военных не только из Запорожского направления, но и Харькова, Одессы, Сум и других городов Украины.
«У нас есть CRM-система, в которой уже более 1400 уникальных выдач лекарств. И выдача лекарства – это обычно там 2-3 коробки. Вот последняя отправка была на три стабилизационных пункта в Донецкой и Харьковской области. Это не все, потому что многие ребята, которые на нашем направлении, они приезжают на склад и грузятся там. Еще у нас есть гуманитарный проект с Новой почтой, за что им тоже большое спасибо. Прошлым летом мы каждый месяц отправляли на 25 тысяч гривен только грузов. Мы делали это бесплатно, потому что почта платила за наши грузы, которые уже доставляли все необходимое для защитников», – отмечает предприниматель-волонтер.
Медицинские волонтерские инициативы, спасающие жизнь военным
Евгений Михальченко – старший преподаватель кафедры биологической химии Запорожского государственного медико-фармацевтического университета.В свободное время от занятий вместе с врачом-невропатологом Сергеем Неустроевым они работают на базе клиники "ТопМедикал" над изготовлением очередной партии гемостатических средств. За последние полтора года им удалось произвести более 19тысяч единиц гемостатических губок для защитников. Они используются в качестве кровоостанавливающих средств в стабпунктах и входят в состав аптечек бойцов.
«В начале войны в 2022 году мы все были в панике. Наши коллеги из Дании задонатили нам нашу офтальмологическую общественную организацию 10 тысяч долларов. Мы на них приобрели оригинальные палаческие турникеты и кровоостанавливающие средства Celox. Всей этой суммы нам хватило практически на 200 турникетов, 200 Celox. И тут я понимаю, что это очень и очень мало, а начинают формироваться батальоны и им всем нужно по 400–500 аптечек. Мы с ребятами сели рассуждать, если мы не можем это купить, нужно выяснить, как это изготовить», - вспоминает Сергей Малышев о запуске этой инициативы.
Медицинские волонтеры показывают нам, как выглядят заготовки на гемостатические губки из пенополиуретана, которые они изготавливают в двух размерах.
«Фактически рецептуру мы получили от нашего коллеги, который, к сожалению, погиб под Харьковом. Он был боевым медиком, а до полномасштабного вторжения работал химиком, специалистом одного из Киевских исследовательских институтов. И он нам на кафедру, моему другому коллеге, который тоже сейчас воюет, прислал просьбу повторить рецептуру, которая была в его патентах, статьях и так далее. Мы эти рецепты модифицировали под те возможности, которые у нас есть. И соответственно начали пробные партии делать», – рассказывает Евгений Михальченко.
Первые производимые губки отдали знакомым врачам-хирургам, чтобы они проверили, как это работает. Выяснилось, что готовые средства способны останавливать одно из самых сложных паренхиматозных (смешанных) кровотечений печени. Именно с этого момента, убедившись, что такие гемостатические средства выполняют свои функции на все 100%, запустили более массовое производство.
«В начале у нас было меньше термостатов, где происходит процесс высушивания.У нас тогда их было всего два. Поэтому фактически было вдвое меньше губок на одну партию. Сейчас мы можем высушивать около 300-330 единиц.На стерилизацию мы отправляем 660 губок. Это ограничивается массой коробки, которая загружается в стерилизатор. Стерилизацию проводятв Одесской области. К губкам применяется гамма-излучение в течение трех суток, а затем они возвращаются к нам. Почему так усложняем?Нам просто никакой другой метод стерилизации не подходит, кроме как радиационная стерилизация, иначе будут разрушаться компоненты самой губки. После стерилизации мы отдаем это все на контрольный посев в областную санэпидемстанцию. После того, как они выдают свое заключение, что партия стерильна, только после этого происходит поклейка этикеток, надрезание и готовый продукт уже идет либо в аптечки, либо медикам», - рассказывает Евгений Михальченко.
Сейчас гемостатические изделия производят в размерах 9х9 см, а начинали первую партию с меньших размеров в 7х7 см, но получив обратную связь от военных быстро все переделали.
«Получилось так, что сейчас опять же от стабилизационных медиков мы начали получать запросы на средства большего размера в контексте таких полосок. И мы начали их делать в размерах где-то 4,5-5 см на 40-50 см длиной. Соответственно, ими тампонируются более объемные ранения. Это могут быть разнообразные минно-взрывные травмы, осколочные ранения, шаровые ранения, шары со смещением центра тяжести», – говорят медики.
В начале запуска этой инициативы ребята выиграли грант в 150 тысяч гривен от Украинской образовательной платформы. За эти средства они приобрели оборудование и первые выходные реактивы.
Кроме гемостатических средств медицинские волонтеры самостоятельно изготавливают репелленты (средства от насекомых всех видов) для военных.
"Если об изготовленных губках мне приходит только одна мысль" да пусть бы оно им не понадобилось.Хотелось, чтобы оно осталось им на память, чтобы они приехали домой, там, кому показали, подарили, разобрали те уже все аптечки и все. Что касается репеллентов, то я уже ловлю себя на уме, вот пусть понадобится и будет комфортнее». У нас как раз один наш волонтер пошел служить, и вот когда он уехал на тренировочный полигон, мы отдали ему несколько флаконов из первой партии с собой. Он потом нам сказал, что это действительно классное работающее средство. Мы фасуем во флаконы по 100 мл и мы посчитали, что ее себестоимость где-то около 40 гривен. Защищает она от всех видов комаров, мошек, москитов, клещей», – отмечает Евгений Михальченко.
Как работает клиника сейчас и почему предприниматель поддерживает инициативы объединения ГО по контролю над местными властями
С середины мая медицинская клиника «ТопМедикал» постепенно начинает возобновлять свою работу. Однако из-за войны центр потерял и часть персонала, а самое главное значительно уменьшилось количество посетителей.
«Вернулись не все наши работники. Вообще-то в конце 2021 года у нас было 34 человека. Это не только офтальмологическое направление, а и ковид-диагностика, многие администраторы и так далее. Как вы знаете во время великой войны ковид сам собой «вылечился» (смеется, – прим.ред). Но самая главная наша проблема, конечно, в посетителях. Ибо объективно поехали все, кто имел средства, а вместо этого переехали в город люди из разрушенных городков и сел из оккупации. И у людей здесь нет денег. И это большой вызов для нас, потому что мы смотрели, что у нас в 6 раз упало обращение по сравнению с 2021 годом», - говорит Сергей Малышев.
За все время войны в клинике почти не изменялись цены на диагностику, хотя коммунальные услуги выросли и людям необходимо платить конкурентную заработную плату.
«Для сравнения, если взять операцию поудалению катаракты с заменой хрусталика на искусственный, то это высокотехнологичная штука, и она у нас стоит от 18 тысяч гривен. Я себе делал зуб, и это был не самый дорогой имплант, и я заплатил почти те же деньги. Да это зуб, а это глаз. Гарантия на хрусталик – 100 лет. Какой бы человек ни оперировался, это гарантированное качество. Мы всегда стояли на позиции такой, что мы не оказываем некачественную услугу. Потому что мы за это отвечаем, и мы понимаем, что можно сделать индийский хрусталик.Многие бюджетные программы, которые не рассчитаны на большие расходы по этим расходным материалам и там ставят что-то другое. И в этом случае у нашего лазерного хирурга есть работа по вторичной катаракте», – рассказывает владелец.
Он демонстрирует нам, как выглядят диагностические кабинеты, какое оборудование используют врачи. Для осуществления офтальмологических операций привлекают специалистов из Киева, Днепра и Запорожья.
Общественную организацию "Уния Офтальмика" Сергей Малышев вместе с партнерами основал еще задолго до полномасштабного вторжения для научно-просветительских целей - проводили международные конференции по обмену опытом, организовывали образовательные проекты для офтальмологов, а после 2022 через общественную организацию передавали гуманитарную и медицинскую помощь фонды и международные партнеры.
«Мы писали запросы на несколько сотен разных фондов. Просто рассказывали, что мы врачи, нам нужна медицина, потому что мы здесь в 35 километрах от фронта. Некоторые фонды отзывались, давали средства, мы за эти средства закупали лекарства, отчитывались и раздавали. Некоторые проекты были сугубо гражданскими, другие говорили, что можете давать на стабилизационные пункты, на военных. А потом уже сработало сарафанное радио. Однажды вечером мне позвонил по телефону мужчина, который представился Михаэлем из Германии и сказал, что знает, что нам можно доверять в части распределенные помощи, потому что в тот период в Запорожье уже были большие проблемы с доверием в плане гуманитарной помощи», - рассказывает он.
Напоследок мы спрашиваем у Сергея Малышева, почему он решил присоединиться в прошлом году к объединению общественных активистов, призывавших перераспределять бюджетные средства с учетом военных нужд.
«А давайте я не буду говорить, а просто вам покажу», – говорит Сергей и направляется к выходу на центральный проспект. У клиники есть участок с пешеходной зоной, где в прошлом году положили тротуарную плитку за около 480 тысяч гривен.
«Себестоимость того, что вы сейчас видите – 800 гривен за квадратный метр. Для такой, ну, не очень хорошей брусчатки это многовато. Делали они это летом 2023 года, когда у нас были очень большие потери, критическая ситуация была с тактической медициной. И именно в это время наши власти решают, что самое главное это перекладывать брусчатку. Если даже по высокой цене покупать турникеты в Украине, это где-то 1200-1500 гривен. Это каждые два квадратных метра – это чья-то жизнь. Как гроб занимает два метра, так и брусчатка занимает два квадратных метра», – говорит напоследок предприниматель.