На территории Запорожской области в настоящее время зарегистрировано более 230 тысяч внутренне перемещенных лиц. Это преимущественно ВПЛ из Запорожской, Донецкой, Херсонской и Харьковской областей. По данным UNHCR, более 50% ВПЛ имеют проблемы с постоянным жильем. В топе проблем переселенцы называют отсутствие нормальных условий для жизни, финансовой помощи и сложности с трудоустройством, проблемы с социализацией, невозможность посещать детский сад и школы и многое другое.
Вчера вице-премьер-министр – министерша по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Ирина Верещук посетила с рабочим визитом Запорожье и рассказала, какие изменения ожидают ВПЛ и жителей временно оккупированных территорий в ближайшей перспективе.
Как работает реестр убытков для жителей ТОТ
Кабмин утвердил новые изменения в Порядок подачи заявлений о возмещении ущерба, потерь или ущерба, причиненного агрессией Российской Федерации. Эти изменения касаются компенсаций жилищных объектов на временно оккупированных территориях (ТОТ).
Аэросъемка для фиксации разрушенного жилья
Теперь разрушенное жилье можно фиксировать с помощью аэросъемки, позволяющей внести его в Государственный реестр недвижимости для последующей выплаты компенсаций. Это могут делать комиссии при ОВА или другие уполномоченные органы.
Отмена необходимости регистрации права собственности в электронном реестре
Это очень важно для большинства внутренне перемещенных лиц, имеющих право собственности на бумаге. Теперь им не нужно предоставлять доказательство регистрации в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.
Отмена императивного требования актов комиссионного обследования
Теперь акт комиссионного обследования предоставляется только при наличии. Это облегчает процесс для тех, чье жилье повреждено на ТОТ или в зоне боевых действий. Доказательства полиции, ГСЧС и качественные фото разрушенного жилья теперь также принимаются.
Переселенцы, чье жилье было разрушено или повреждено на оккупированных территориях, теперь могут подать заявление в Реестр ущерба. Комиссии не могут ехать на ТОТ, но современные средства аэросъемки помогут решить эту проблему. Однако пока остается открытым вопрос о возмещении потерь за жилье на ВТО, которое не было повреждено.
«У нас действительно есть две проблематики. Это ТОТ и активные боевые действия. На то у нас был так называемый «мелитопольский эксперимент», который удался. Он был движущей силой. К нам обратился к тому моменту еще Мелитопольский городской голова Иван Федоров с предложением дистанционно доказать факт уничтожения имущества на временно оккупированных территориях. Сейчас этот пилотный проект масштабируем на всю Украину. На этой неделе должна быть проведена последняя интеракция и будет принято решение о фиксации разрушенного жилья на ТОТ. А изменения в Постановление №473 говорят о том, что там, где есть активные боевые действия, там, где это возможно, выезжает комиссия, устанавливает факт уничтожающего, конечно, разрушения и дающего право на компенсацию. В противном случае фиксация проводится всеми доступными способами – с помощью БПЛА, зондирования земли или любым другим образом. Главное, чтобы комиссия приняла эти факты для рассмотрения, оценила их и подала свой вывод. Мы понимаем, насколько это болезненный вопрос для жителей прифронтовых и оккупированных территорий», - прокомментировала Ирина Верещук.
Что будет с обучением детей-ВПЛ и учеников на ТОТ
Министерство образования и науки Украины представило проект приказа № 850 "Об утверждении Порядка и условий получения общего среднего образования в коммунальных учреждениях в условиях военного положения". Документ вызвал немало обсуждений, в частности, об обучении учеников-ВПЛ и школьников с временно оккупированных территорий (ТОТ).
В МОН объяснили, что проект документа является одним из инструментов комплексной политики "Школа офлайн". Она, в частности, предусматривает, чтобы как можно больше детей вернулись к очной учебе там, где это позволяет ситуация безопасности.
В новом учебном году дети на временно оккупированных территориях и за границей будут продолжать обучение дистанционно. Внедрение индивидуального подхода с педагогическим патронажем обеспечит безопасность и связь с системой образования.
«Приказ № 850 отозван. Мы не оставим этот вопрос просто так, потому что понимаем, что если мы не будем этого делать, то это сделают за нас и мы снова будем бороться с результатом. Я знаю, что Запорожская область готовится к пилоту образования. В то же время, Луганщина и Донетчина категорически против принятия таких приказов, потому что в них оккупирована, например, почти вся Луганщина, и если это произойдет, то 10 тысяч учителей будут уволены. Мы не можем этого допустить. И, конечно, мы не можем допустить, чтобы дети на ТОТ потеряли эту маленькую ниточку, которая связывает нас», - комментирует ситуацию вице-премьер Ирина Верещук.
По словам главы ЗОВА Ивана Федорова, люди на временно оккупированной территории лишены возможности получать образование в украинских заведениях. Но при этом нельзя оставлять их право на образование.
«Мы должны четко провести инвентаризацию – кто по факту может получать образование, а кто не может. Есть сегодня учителя, которые сознательно сделали свой шаг в сторону нашего государства, выехали с временно оккупированной территории. Мы не имеем никакого права – ни морального, ни какого-либо другого, чтобы оставить их без работы. Кроме того, сегодня есть огромное количество наших детей, которые находятся за границей, но онлайн получают сразу образование в нашей школе, параллельно учась в Польше, Германии или где угодно. Мы также не имеем права их оставить образования. Глядя на все эти факторы, нужно принять решение. И здесь есть крайности. Оставить все, как есть, по-моему это тоже будет нечестно, потому что сегодня не всегда тот образовательный процесс, который декларируется, выполняется. С другой стороны, полностью закрывать онлайн-обучение у нас нет никакого права. Потому что даже если один ребенок из временно оккупированного Бердянска, Мелитополя или Энергодара выходит под страхом связи и получает образование по украинской программе, мы точно должны предоставить ему доступ к этой программе. Генеральная линия абсолютно правильна - по возможности все должны выйти в офлайн. Но точно не надо здесь извращать то, что все остальные, кто не вышел в оффлайн, останутся за пределами образования», - прокомментировал эту тему Иван Федоров.
Также в Минреинтеграции отмечают, что приняли постановление, разрешающее детям с территорий активных боевых действий, с ТОТ никуда не ехать для проведения ВЛК, чтобы быть зачисленными в вузы
Они будут зачислены в вузы без документов, без ВЛК, без ТЦК. Мы понимаем, что это невозможно. Даже дети, выехавшие за границу с ТОТ, они не могут сейчас приехать в силу обстоятельств. Также готовится сейчас еще одно постановление, экспериментальный проект Министерства обороны и миграционной службы, который будет заключаться в том, что выехавшие дети, к примеру, из Запорожской области, проживают за границей, учатся, но не являются мобилизационного возраста, то есть им 17-19 лет, они тоже не будут обязаны возвращаться для прохождения ВЛК. А дальше будем смотреть, потому что мы понимаем, что нам нужен порядок в документах. Они встанут на учет за границей через систему консульских учреждений и ДМС, но ехать в Украину им для этого не потребуется, потому что я знаю, что родители спрашивают, что будет, дадут ли нам возможность оставаться на связи с Украиной», - объяснила Ирина Верещук.
Выплаты ВПЛ и проблемы с жильем
Многие внутренние переселенцы в Запорожской области покинули свое жилье в оккупации. Но в последнее время оккупационные власти начинают шантажировать их, угрожая забрать квартиры и дома. В дальнейшем такую недвижимость объявляют бесхозной и национализируют.
На сегодняшний день есть случаи, когда люди действительно возвращаются жить в оккупацию. Впрочем, это не массовое явление, и нельзя сказать, что это связано исключительно с жилищным вопросом, хотя проблема с жильем остается одной из самых сложных.
В Министерстве реинтеграции призывают не подвергать свою жизнь рискам из-за манипуляций с отбором жилья.
«Вот скажите, разве на оккупированных территориях там лучше? Вы точно считаете, что вернуться на оккупированную территорию к врагу, который сажает тебя на подвал, который не дает тебе никакой возможности оставаться гражданином Украины в юридическом поле Украины это лучший выход? Я не согласен с тем, кто так задает вопрос, будто люди возвращаются потому, что потеряли две тысячи гривен. Как показывает социология, действительно 40% людей из числа ВПЛ указывали единственным источником дохода выплаты, которые они получали», - прокомментировала Ирина Верещук.
В Министерстве реинтеграции объясняют, что за последние два года было выплачено около 145 миллиардов гривен – это самая большая выплата от государства после выплат военным.
«Я за то, и мы уже обратились в Министерство социальной политики, чтобы продолжить выплаты получающим их людям. А это люди 1-3 группы инвалидности; имеющие совокупный доход на одного члена семьи или пенсию менее 9444 грн. Как вы знаете накануне 1 сентября истекает период в эти 6 месяцев, на который были прологованы выплаты для отдельных категорий лиц. И нам нужно сейчас об этом серьезно и главное правдиво говорить. Я за то, чтобы такие выплаты были продолжены. В государственном бюджете есть 57 миллиардов, что заложены именно для таких выплат. Вернуть эти выплаты до 2,5 миллиона в месяц, как было раньше, не удастся, я сразу говорю. Это все финансируется за счет средств интернациональных партнеров. Как вы знаете, все наши средства до последней копейки идут на нашу оборону и остальные социальные выплаты. это уже средства партнеров. И мы с ними должны согласовывать вопросы социальных выплат. И если мы говорим о продолжении этой программы в 2025 году, которая уже почти 2,5 года действует, нужно обсуждать. Я за то, чтобы ее продолжать для самых уязвимых категорий населения», - говорит Верещук.
Также внутренне перемещенные лица указывают на сложность с поиском достойной работы. Причин может быть много – от большого количества претендентов на одну вакансию до ограниченного количества навыков, нежелания учиться новому или эмоциональной неготовности к поиску работы на новом месте.
«К примеру, это постановление о выплатах требовало того, что если человек безработный и трудоспособный возраст, то ему необходимо встать на учет в центрах занятости для продолжения выплаты пособия. Думаете ли, много людей пришло? Нет, не много. Они предпочитали получать выплаты, но при этом не вставать на учет и не идти работать. Я должна быть правдивой, потому что мы иначе не построим государство. Когда мы сделали постановление, требующее, чтобы не только один член семьи приходил, но показать и все доходы семьи, потому что это справедливо. Мы понимаем, что есть семьи пенсионеров, у которых 4,5 тысячи гривен пенсии. А у нас так живет около 25% пенсионеров. Это одно дело, верно? А когда у нас есть доходы, и люди вернулись к себе домой, и дальше получают выплаты, то это немного не о справедливости. И вот люди перестали получать выплаты, в том числе потому, что не хотели показывать в составе семьи мужчин мобилизационного возраста. А таких членов семей очень много. Это даже не 100 тысяч, я вам скажу откровенно», - говорит Ирина Верещук.
По ее словам, программы для поддержки переселенцев все же действуют в Украине. В частности, это предоставление ваучеру на переквалификацию. Если человек выехал из условного Энергодара, и имел определенную квалификацию, которая была узкоспециализированной, государство платит деньги за то, чтобы его переучить, чтобы он имел более высокий заработок.
«Я за то, чтобы расширить категории, чтобы конкретизировать, если это пенсионеры, даже если у них 9444 гривен дохода, но они из Мариуполя, Бердянска, Мелитополя, то есть с оккупированных территорий, они потеряли все и нуждаются в поддержке. В то же время у нас все еще есть ВПЛ, которые выехали из Киевской области …в Киевскую область, и их тоже немало. Они имели право на это в свое время, потому что была оккупация. А теперь они до сих пор ВПЛ, и тоже стоят в очереди, и тоже рассчитывают на все расходы. Так я прошу отличать ВПЛ, который с оккупированной территории, уехал даже порой без документов или из зоны активных боевых действий, где у него разрушено имущество, и ВПЛ, переехавших в пределах области. Нам нужен искренний предметный разговор с обществом о каких категориях, о каком расширении, о каких средствах идет речь», - отметила напоследок министерша по вопросам реинтнеграции Ирина Верещук.