В Запорожье после снижения уровня воды в р. Днепр вследствие подрыва россиянами Каховской ГЭС обнаружили судно-драгу, которое выполняло работы по расчистке фарватера для кораблей. Специалисты пока не могут назвать точный возраст находки, но утверждают, что ему более 100 лет.
Об этом сообщает телеканал МТМ.
- Драга - судно для дноуглубительных работ, которое обеспечивало судовой ход всем судам, которые курсировали между Александровском и Херсоном, возможно даже Одессой. Эти суда углубляли фарватер, давая возможность проходить кораблям вверх и вниз по течению, - говорит историк Александр Олейник.
Драга не была самоходным судном, его буксировали и ставили на якоря в том месте, где необходимо выполнить работы.
О подводном объекте Александру Олейнику рассказывали местные рыбаки еще до полномасштабного вторжения, а после подрыва Каховской ГЭС остатки судна появились над поверхностью воды, что позволило исследовать его. Сейчас драга лежит на правом борту и можно увидеть ее дно.
Драга имеет дубовый корпус и металлические конструкции - стрелу, балки. Последние изготовлены в Мариуполе на заводе «Русский провиданс», который был дочерним предприятием бельгийской компании и работал до 1917 года. А двигатель судна изготовлен в Англии - о чем свидетельствуют надписи компании-производителя на агрегате.
- Агрегат, который на нем находится, он английского происхождения, изготовлен трудно сказать в каком году, но это фирма «Ричард Хорнсби и сыновья». Известно, что такие двигатели, которые работали на мазуте, изготавливались этой фирмой в период с 1828 по 1918 гг. - отмечает историк.
Точную дату производства судна Александр Олейник пока назвать не может - необходимы дополнительные исследования и изучение архивных материалов. Но он предполагает, что драгу изготовили в период с конца 19-го до начала 20-го в. Об этом свидетельствует то, что все детали судна клепаные и его строили до изобретения электросварки.
Причиной затопления судна, по словам Олейника, мог быть взрыв котла, что видно из характера его повреждений.
Находкой заинтересовались в областном краеведческом музее.
- Это памятник техники и судоходства одновременно. Это говорит, насколько было развито судоходство и обслуживание судового хода на Днепре еще во времена 19-нач. 20 вв. Кроме того, мы можем увидеть насколько уровень технической грамотности был у тогдашних мастеров, - подытожил историк.