Спастись от войны: как живут вынужденные переселенцы в шелтерах Запорожья

С начала полномасштабного вторжения Запорожье приняло около 300 тысяч внутренне перемещенных лиц.Только в городе работает 46 шелтеров, где могут найти приют, в том числе и те, кто пострадал из-за вражеских обстрелов или же выехал из зоны боевых действий или оккупированных территорий.По информации городских властей, в местных и частных местах временного пребывания на сегодня есть 246 свободных мест.Кроме того, есть шелтеры областного подчинения.

Как живут в шелтерах, видели журналисты 061.

Модульный городок, что в Южном микрорайоне, был открыт еще в 2015 году. С 1 апреля 2023 года им занимается КП «Запорожремсервис». Сейчас в модульных домиках проживает 160 человек, многие из них, живут там уже почти десять лет. Но есть семьи, которые недавно потеряли свои дома. Как например, супруги из Донецкой области.

«Мы из села Максимильяновка Марьинской городской общины Покровского района Донецкой области. россия уже зашла к нам в село из Марьянки. Нас две семьи оставалось в селе и «Белый ангел» (эвакуационные группы полиции в Донецкой области, - ред.) нас вывез. Наш дом побит сильно. Окон нет, снаряды летели по огороду, БПЛА постоянно атаковали. Мы не находили себе места и уехали. Мы выехали в Курахово 6 июля. Там сняли квартиру. Туда тоже снаряд прилетел. Мне ногу и руку посекло. 16 сентября мы выехали в Запорожье. Наняли перевозчиков и нас перевезли. Наша соседка жила в этом модульном городке и посоветовала нам. Здесь нормально: вода есть, еду готовим», - рассказывает Людмила Бондарь.

Ее муж - Виталий Иванович добавляет, что дома оставили огород, на котором посадили 20 ведер картофеля, помидоры, лук, чеснок, виноград и еще много всего.

«Все там оставили. Мы не хотели из дома ехать, все верили что вот-вот..., но уже нельзя было оставаться. Когда мы ехали, то враг охотился на полицию. Эвакуировали нас не с первой попытки, потому что обстрелы были», - говорит мужчина.

Супруги говорят, что в модульном городке их все устраивает, но немножко переживают, что придется много платить за электричество, потому что в доме нет газа (приготовление пищи, отопление - все от электричества). Чиновники уверяют, что платежки не будут заоблачными, мол есть возможность оформить субсидию.

Ее квартиру уничтожил КАБ

Еще одним пристанищем для людей, которые вынуждены бежать от войны, стал гериатрический стационар Запорожского городского территориального центра.

Он рассчитан на 25 койко-мест и по состоянию на сейчас здесь проживает 16 человек. Если до начала полномасштабной войны люди могли находиться в стационаре от 30 дней до года, то на период военного положения эти сроки изменены. Люди могут жить в стационаре до окончания военного положения и еще месяц после. Те кто пострадал от вооруженной агрессии (в том числе и ВПЛ) проживают здесь бесплатно.

С 1 октября 2024 года в стационаре живет 87-летняя Мария Семеновна. Именно 1 октября российские военные направили на Запорожье несколько авиационных бомб, одна из них попала в многоэтажный дом в Коммунарском районе Запорожья и повредила квартиру Марии Семеновны. Женщина в тот момент находилась на улице, потому что как раз вышла чтобы немножко прогуляться. Родных у женщины нет - оба сына погибли. Свою квартиру после вражеской атаки она не видела, но верит, что сможет туда вернусь.

За 8 месяцев этого года в гериатрическом стационаре услуги получили 170 человек.

Уже третий год здесь проживают несколько жителей Гуляйполя. Среди них и 72-летняя Тамара Кузьменко. Она переехала в Запорожье в марте 2022 года. В пансионате жила вместе со своим мужем, но полгода назад он умер.

«Очень сильно по мужу скучаю, что его нет, по своим детям скучаю, по жизни мирной», - говорит она и добавляет, что из Гуляйполя выезжали в спешке, потому что оккупационная армия сильно обстреливала город.

«Стояли возле центрального дома культуры автобусы и мэр города говорил, чтобы люди не паниковали и не волновались, мол все поместимся и все выехали сможем. Меня с Гришей в Запорожье привез зять. Муж имел инвалидность I группы. Здесь мы отметили 50 лет со дня свадьбы. Девушки испекли «шишки», цветы и торт купили, шарики воздушные надули», - вспоминает Тамара.

К ней приезжает дочь с мужем, внучка и правнучка. Но забрать женщину к себе они не могут, потому что сами живут в съемной квартире.

«Сын в оккупации в Мелитополе, уехать не смог. Он верил, что город не оккупируют. Муж дочери получил многочисленные ранения (он военный) и сейчас на реабилитации в больнице. Латали его, как могли. А я третий день рождения скоро здесь отмечать буду», - говорит женщина.

Дома в Гуляйполе у нее осталось все: дом, хозяйство и все семейные фотоальбомы - память о родных.

«Попросила детей и они привезли документы и немножко фотографий. Открываю фото и смотрю на них. Это все, что у меня есть и чем радуюсь», - говорит женщина, показывая фотографии.

В комнате она живет вместе с женщиной из Орехова. По вечерам они фантазируют о том, что приготовят, когда будут дома.

Тамара говорит, что с удовольствием бы приготовила блюда болгарской кухни, потому что имеет болгарские корни.

«Плачинты, вертуты, соус, вареники с картофелем, творогом ...», - перечисляет.

Женщина добавляет, что тогда, в марте 2022 года не просто уезжали из Гуляйполя, а буквально бежали от войны.

Возвращение домой

Также из Гуляйполя выехал Анатолий со своей пожилой мамой - Валентиной Павловной.

Мужчина рассказывает, что в 2014 году был в АТО. Когда началось полномасштабное вторжение, он также не остался в стороне и пошел в ТрО. Поэтому взрывами его не напугали. Однако, когда враг взялся обстреливать родной город, он понял, что самого дорогого ему человека - маму, надо вывозить. Командир дал «добро».

«Думал, ну неделю-две в Запорожье и домой... Осенью прошлого года был дома. Город сильно побило. Ужас. Балкона нет, окон нет и голуби в доме», - говорит.

С Тамарой они раньше виделись, жили в Гуляйполе в одном микрорайоне. Анатолий говорит, что часто ходил через их улицу и знакомы они не были. Сдружились уже здесь, в пансионате.

«Верю, что все будет хорошо. Не может быть это бесконечно. Оружие нам надо солидное и авиацию», - говорит Анатолий, размышляя над тем, когда победа наступит.

Его мать добавляет, что очень хочет домой и жить, как раньше.

«Терпения нам всем и дай Бог дожить», - говорит Валентина Павловна.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы не пропустить важные новости города и области.