Рыбный гигант из Запорожья: история успеха Klion Group, производство и вызовы во время войны

Компания Klion Group, основанная и имеющая все производственные мощности в Запорожье, является одним из крупнейших украинских импортеров рыбы и морепродуктов, обеспечивающим полный цикл от отбора первоклассного сырья, переработки и реализации готовой продукции. Мы побывали на предприятии и увидели, как происходит процесс изготовления продукции, потребляемой под брендом Veladis в Украине и других странах мира, а также узнали с какими основными проблемами сталкиваются представители бизнеса в Запорожье.

От советского завода к международной компании: история успеха Klion Group

Klion Group появилась на карте Украины в декабре 2005 года. В Запорожье еще с советских времен работало предприятие "Запорожрыба". Группа предпринимателей приняла решение выкупить этот завод и за счет кредитных средств провели реконструкцию, обновили оборудование.

“За последние 15 лет мы построили современный завод, “начинили” его новейшими линиями производства. Для сравнения – в советское время завод имел возможность выпускать 50 тонн продукции в месяц, а наши мощности при работе в три смены позволяют выпускать в месяц 2500 тонн. За счет автоматизации процессов, правильно построенной логистике нам удалось увеличить объемы производства в 50 раз. Мы международная компания, у нас есть свое представительство в Грузии, Испании, также есть свои суда в Уругвае. Украина является для нас основным рынком сбыта с наибольшим объемом», – говорит генеральный директор предприятия Сергей Кардаш.

Компания в Уругвае основную часть продукции экспортирует в Украину, а часть – в Китай. Там они перерабатывают рыбу, кальмары и продают в Европу.

До войны запорожское предприятие работало над тем, чтобы реализовать инвестиционный проект по строительству завода по принципу работающего в Китае, чтобы создать определенный хаб для Европы, потому что из Украины могли бы вдвое быстрее доставлять товар с меньшими затратами.

На сегодняшний день Klion Group под маркой Veladis выпускает более 250 наименований продукции в 5-ти производственных цехах завода. Ежемесячно здесь производят до 800 тонн готовой продукции – это мороженая и свежая рыба, пресервы из рыбы и морепродуктов, икра, пасты, консервы, фарши, рыбные бургеры и палочки, лососевая икра и многообразие других продуктов.

"Мы развиваем собственную сеть розничной торговли в Запорожье, Днепре и Киеве, а также потенциально рассматриваем открытие магазинов в Полтаве, Черкассах и Кривом Роге", – объясняет Сергей Кардаш.

Технологический процесс на максимум: как на заводе обрабатывают, фасуют и проверяют качество рыбы

Вот здесь вы можете увидеть нашу линию, занимающуюся обработкой лосося. Мы ее приобрели еще до полномасштабного вторжения и планировалось, что в январе 2022 года должны приехать специалисты по настройке оборудования, но война изменила все планы. Мы сейчас с вами находимся в самом начале технологического процесса этого цеха. Здесь у нас есть склады хранения с температурой 20-22 градуса мороза. Вот здесь приемная рама – охлажденная или замороженная рыба, в зависимости от производственной задачи попадает на этот участок. При необходимости здесь проводят процедуру дефростации, то есть замороженную рыбу помещают в специальную ванну с определенными растворами, обеспечивающими оптимальные условия для размораживания с выравниванием температуры. Это позволяет мягким способом довести рыбу с минус 22 градуса до минус 3. После этого рыба уже едет на участок обработки”, - рассказывает директор производственного департамента Владимир Манойлов.

Первый цех состоит из трех участков – автоматической линии обработки красной рыбы из Норвегии, позволяющей переработать 16 тонн за 8 часов. Рядом находится линия отделки белой рыбы, где работают штатные работники. На обработку одной рыбы здесь у рабочих в среднем уходит 15 секунд на то, чтобы разделить рыбу на два филе и убрать отходы. Третий участок – заморозка и фасовка по разным линиям в зависимости от заказов. Здесь способны обрабатывать 1,5 тысяч тонн в месяц.

В соседнем помещении находится аппарат упаковки типа Skin Pack. Здесь же сортируют филе по размерам с упаковкой.

Мы проходим через цех готовой продукции. В нем также находятся морозильные склады. В отделении посола по меньшей мере трое суток солят рыбу и морепродукты в специальных контейнерах. После посола все отправляется на фасовочные линии, где рыбу помещают либо в пластиковую тару, либо в стеклянные баночки.

На предприятии также есть участок копчения, комната, подготовка консервной продукции и икры. Наиболее сложным является технологически участок с соусами и пастами. Сам соус готовится автоматически, однако некоторые ингредиенты добавляет оператор. Рецептуру каждого соуса может изменять только главный технолог.

“Здесь готовая закатанная банка проверяется на вакуум. Специальный датчик проверяет вмятину крышки. Если есть какое-то несоответствие – он отвергает эту банку в сторону. На другой линии есть машина, которая проверяет вес каждой банки и если дозация была неполной, то машина все взвешивает и по такому же принципу отбрасывает к оператору. Здесь у нас наносится дата и упаковка этикетки. Так мы получим готовый продукт”, – отмечают в Klion Group.

Дефицит кадров – самая большая сложность для местного бизнеса в Запорожье

Предприятие имеет сегодня 16 торговых точек в трех городах Украины - Запорожье, Днепре и Киеве. Мало кто знает, но каждая 5-я рыба, которую вы видите на прилавках торговых точек Украины, была привезена именно запорожской компанией.

Однако самая большая сложность для работы бизнеса в Запорожье – это дефицит кадров. Генеральный директор Klion Group Сергей Кардаш объясняет, что у него на предприятиях вакантны до 50% должностей. Если бы хватало людей, то предприятие имело бы возможность работать на полную мощность - в три смены и выпускать до 2,5 тысяч тонн продукции в месяц, что покрывало бы все экспортные заказы.

“Одна из наших главных проблем – это кадры. Часть сотрудников, в частности мужчин, пошла на войну. При каждом "прилете" мы имеем волну увольнений, потому что многие уезжают. Очень тяжело выполнять оперативную деятельность”, - отмечает Сергей Гайдаш.

На сегодняшний день Klion Group является одним из 53 товаропроизводителей, присоединившихся к программе «Национальный кэшбек» в Запорожской области. Программа направлена на стимулирование потребителей покупать украинскую продукцию, а за это получать до 10% возврата средств за покупку. Украинские производители как участники программы за счет этого имеют возможность получать немного больше прибыли.

“Мы очень гордимся такими крупными предприятиями, которые сейчас в условиях войны продолжают работать, удерживать свои коллективы,платить налоги, помогать Вооруженным силам Украины. Klion Group – это полторы тысячи рабочих мест в Запорожье, 700 миллионов гривен налогов ежегодно, и, безусловно, это помощь Вооруженным силам Украины. 10 миллионов гривен – это последние цифры, которые компания предоставила в поддержку наших сил обороны. Мы благодарны за то, что такие крупные национальные производители есть”, - отметила секретарь городского совета Регина Харченко во время встречи с топ-менеджментом предприятия.