Татьяна Шевченко большую часть жизни прожила в маленькой деревне под Кропивницким. Она работала младшей медицинской работницей в психбольнице. Когда дети подросли, Татьяна решила кардинально изменить свою жизнь. Она собрала вещи и переехала в Запорожье в поисках новой работы. Уже 16 лет она работает водительницей трамваев в коммунальном предприятии "Запорожэлектротранс". Мы расспросили у нашей героини о выборе профессии и начале карьеры, взаимодействии с пассажирами и как война повлияла на работу коммунального транспорта.
О курсах водителей и первом рабочем дне
После переезда в Запорожье первый год Татьяна работала кондуктором. А потом случайно увидела объявление о наборе на курсы водителей электротранспорта. Выбор был между трамваем и троллейбусом, ноона выбрала именно трамвай из-за того, что ей этот вид транспорта показался безопасным. При этом работа водителя трамвая только на первый взгляд может показаться расслабленной—давишь на педальки, газ, тормоз, даже рулить не надо. Но на самом деле это занятие местами даже экстремальное.
Она до сих пор помнит свой первый рабочий день в кабине водителя. Было очень много волнений, потому что впервые она уехала без наставника и чувствовала очень большую ответственность за всех пассажиров.
О начале полномасштабного вторжения и собственных ощущениях
Наиболее болезненным для Татьяны было утро 24 февраля 2022 года. Она накануне поздно завершила свою смену и вернулась домой в два часа ночи, а к утру проснулась от телефонного звонка дочери, проживающей в другом городе. Говорит, сразу не смогла ни понять, ни поверить о какой большой войне она говорит. А когда уже прочла новости, то ужаснулась.
При этом Татьяна вспоминает, что самая сложная ситуация была на железнодорожном вокзале. Туда даже некоторое время было приостановлено движение по коммунальному транспорту, потому что люди просто бросали машины и бежали к поездам.
Два года электротранспорт в Запорожье работал бесплатно совершенно для всех категорий населения. И эта поддержка была очень важна для тех, кто потерял средства для обеспечения.
Несмотря на то, что за ней нет закрепленного маршрута и она выезжает на разные, Татьяна все равно имеет уже кучу знакомых пассажиров, которые узнают ее, а она знает о каких-то их особенностях. К примеру, летом у нее была одна колоритная пассажирка, путешествовавшая чуть ли не каждый день в компании с гусем, который все время шел рядом и своими крыльями охранял хозяйку.
Проснуться в 3 часа утра: как выглядит обычный рабочий день водителя трамвая
Сейчас Татьяна Шевченко работает водителем в так называемом "пиковом режиме". Это означает, что она не закреплена по определенному маршруту или вагону, а работает по графику на разных маршрутах в пиковые часы—утром и вечером, когда есть наибольший поток пассажиров.
Первый выезд на маршрут утром начинается в 4:53. Чтобы успеть на работу, Татьяна просыпается в 3:30 утра. Она говорит, что живет рядом с местом работы и с собой всегда берет, как талисман, икону Святой мученицы Татьяны. Она искренне верит, что она защищает и оберегает ее в самые сложные времена.
Она показывает нам свое рабочее место в вагоне, который через несколько минут она должна выпустить на маршрут из трамвайного депо. Прежде всего она осматривает салон, проверяет напряжение, тормоз. На панели приборов множество кнопок: зажигание, кнопки дверей, экстренное отключение напряжения… Под правой рукой–веревка, как гудок в пароходах, только эта отводит токоприемник от проводов. Рядом находится микрофон громкой связи, используемый обычно для экстренных объявлений, или когда есть какие-то неполадки с автоматическим диктофоном с начитыванием остановок.
Также в трамваях есть тревожная кнопка в кабине водителя, установленная еще до войны после одного из случаев нападения агрессивного мужчины на водителя.
Еще любому водителю трамвая необходима металлическая палка для ручного перевода рельсов, вы наверняка видели, как водители иногда выходят и ковыряются ею в земле.
Обеденный перерыв длится 45 минут. Поесть водители могут на конечных остановках, где есть комнаты отдыха. Там можно разогреть еду и немного отдохнуть.
Татьяна говорит, что часто пассажиры забывают в салоне личные вещи. Чаще сумочки, продукты, зонтики, документы. Все потерянные вещи передают людям. Благодарные пассажиры часто оставляют благодарности, даже за какие-то мелочи—красивый украинский язык; за то, что водитель подождал пассажиров и многое другое. Руководство вознаграждает водителей за благодарности пассажиров.
О взаимоподдержке коллег и безопасности
По данным КП Запорожэлектротранс на конец 2024 года, у них было 139 трамваев, из которых только 50 эксплуатировались. В гендерном разрезе в трамвайном парке насчитывается около 70% женщин-водительниц и только 30% мужчин-водителей.
Татьяна рассказывает, что коллектив предприятия дружен и все водители, диспетчеры, регуляторы и другие специалисты поддерживают друг друга, подсказывают, как действовать, если что-то сломалось; всегда помогают попавшим в беду. Особенно всех поразила трагическая ситуация, произошедшая 8 января возле проходной одного из предприятий Запорожья, где во время атаки КАБами в трамвае погибли два человека и еще несколько пассажиров травмировались.
Теперь в каждом вагоне трамвая есть QR-код с картой ближайших укрытий. При объявлении воздушной тревоги водители сообщают пассажирам в салоне о необходимости пройти в укрытие и отмечают, где находится ближайшее к остановке укрытие. В экстренных случаях согласно специальной инструкции водители также должны покинуть трамваи и бежать к укрытию.