Забота о домах в военное время. Интервью с начальницей отдела Управления жилищным фондом "Місто для людей" ко Дню работников ЖКХ
Еще недавно работа коммунальщиков была недооценена в обществе. Теперь во время войны, обстрелов города, блекаутов, атак на энергосистему, инфраструктуру и мирные кварталы коммунальные службы стали опорой для жителей, залогом спокойствия и стабильности для мирного населения. Накануне Дня работников жилищно-коммунального хозяйства мы пообщались с начальницей отдела Управления жилищным фондом "Місто для людей", которая заботится о более чем семи сотнях многоэтажек прифронтового Запорожья, Татьяной Шавлай.
Татьяна Шавлай окончила гидроэнергетический техникум по направлению теплотехника. По направлению в 2008 г. начала работать в ЖЭКе мастером, а параллельно получала высшее образование в Инженерной академии по специальности теплоэнергетика. Ее основная экспертиза состоит в газо- и теплоснабжении. Работала в этой сфере 10 лет. Позже работала мастером на Днепроспецстали. В 2021 году начала работать хауз-менеджером в "Місто для людей" в Запорожье и уже через два месяца заняла должность начальницы отдела управления жилищным фондом, где работает и сейчас.
Татьяна, отдел Управления жилищным фондом – это, фактически, закулисье любой управляющей компании. Это место, где планируются все ремонты многоэтажек. Расскажите поподробнее о том, как формируются планы, и в чем заключается работа Вашего отдела?
У меня в подчинении работают инженеры, собирающие информацию, чтобы мы могли составить план, рассчитать его, запланировать работы и, конечно, приносят информацию менеджеры по домоуправлению – хауз-менеджеры. Они, в свою очередь, общаются с жителями, выясняют, какие потребности, пожелания, проводят обследование домов, составляют дефектные ведомости, карты промокания кровли или панельных швов. Учитываются заявки. И на основе этой информации мы составляем план работ. Конечно, в первую очередь включают в план ремонтов те дома, на которых нет задолженности, на которых накоплены средства для проведения ремонтных работ.
Там, где нет положительного баланса, мы проводим собрание по предложению индивидуального договора или инвестиционного договора. Параллельно идет разъяснительная работа с должниками, озвучиваются предложения о заключении договора о реструктуризации долга.
Как вашу привычную работу изменила война?
Война повлияла очень, потому что многие запорожцы уехали, эвакуировались за город, в более спокойные города, или даже за границу. И в этой связи возникают проблемы в случае аварийных ситуаций и необходимости попасть в квартиру для ликвидации аварии, если жильцов нет.
Действительно существует вопрос доступа в эти квартиры. Мы стараемся искать выход: подбираться к сети через соседей по вертикальному трубопроводу, перекрывать трубопровод для ликвидации аварии, но это очень большая проблема.
Также отъезд многих жителей влияет на возможность совладельцев проводить собрание и принимать решения. Например, если в доме необходимо выполнить большой объем ремонтов, а для этого жильцам необходимо перейти на индивидуальный договор, то может не хватать количества голосов, требуемых законом. То есть оставшиеся здесь люди страдают еще и в этом контексте. Например, жильцы смогли договориться, собрали подписи 50% совладельцев для перехода на индивидуальный договор, а закон требует 75%.
Справка: индивидуальный договор – это такая форма сотрудничества с управителем, которая позволяет в договоре на обслуживание учесть индивидуальные особенности дома в реновации, определить объем средств, которые жильцы готовы накапливать на такие обновления, расписывать детальный план работ и выполнить определенный объем ремонтов авансированно. В то же время типичный договор универсален для всех домов и таких возможностей не дает. "Місто для людей" предлагает индивидуальные договоры всем домам, находящимся в обслуживании компании.
Конечно упала платежеспособность. Это влияет на возможность компании оперативно реагировать на аварийные ситуации, предупреждать их, быстро ликвидировать последствия вражеских прилетов. Ведь для всего этого нужно закупать материалы. Мы обращаемся к жильцам, звоним по телефону, разговариваем с людьми и объясняем, что своевременная оплата необходима для качественного обслуживания дома, для возможности закупать материалы для ремонтов, оплачивать труд наших сотрудников, в том числе аварийной службы, которая в любое время готова выехать на ликвидацию аварии, электриков, дворников - все эти люди продолжают заботиться о ваших домах, о вашей собственности, даже если вы уехали.
Вы упомянули об аварийной службе. Как изменилось количество аварийных вызовов, стало ли их меньше, ведь многие запорожцы уехали, а значит, нагрузка на домовые сети упала?
Напротив, к сожалению, количество аварийных ситуаций по сравнению с довоенным временем возросло. На аварийность сетей, в первую очередь, оказывает влияние выполнение текущих ремонтов. Когда на обследованиях специалисты определяют, что определенные участки необходимо заменить во избежание аварий. Если же на доме отрицательный баланс, а это может быть и –100, –200, –300 тысяч, то выполнить ремонт заранее нет возможности, и тогда повышается аварийность. Но, к сожалению, многие жители признаются, что просто не имеют возможности погашать долг. Мы, в таком случае, напоминаем, что подписанный договор о реструктуризации долга дает человеку возможность обратиться за субсидией, несмотря на наличие долга. Возможно, в столь сложной ситуации эта информация будет людям полезной.
В городе действует комендантский час, долгое время действовал режим светомаскировки, жители остерегались мародеров и мошенников - атмосфера напряженная. У Вас или у Ваших коллег возникали недоразумения во время плановых осмотров домов и обследований, например, крыш, подвалов, подъездов?
В общем, все жители очень внимательны к тому, кто входит в подъезд, осматривает дом. И это очень хорошо, мы только поддерживаем заботу о безопасности. Поэтому у всех наших хауз-менеджеров, инженеров есть специальные удостоверения, в которых указано, кто они, какая у них должность, какая организация. Из-за военного положения все горожане должны иметь с собой паспорт, у молодежи часто в Дії есть все документы. Поэтому каждый житель при малейших подозрениях может попросить сотрудника показать удостоверение, что он действительно работает в "Місто для людей". Мы к этому относимся с пониманием и только приветствуем, потому что мы такие же люди, и тоже хотим жить в безопасности и не опасаться злоумышленников.
Вообще Ваша работа предполагает много общения с людьми – проведение собраний, планирование работ. Все сейчас находятся в постоянном стрессе, ведь город прифронтовой и беспощадно обстреливается врагом, люди переживают за себя и своих близких, нервничают. Предполагаю, что это влияет на вас и ваших подчиненных, вы ведь так же остаетесь здесь и переживаете вместе со всеми запорожцами?
Мы стараемся все-таки людей всячески успокоить, оказывать какую-нибудь помощь. Если это пострадавший после ракетного удара дом, где, например, вылетели окна, мы пытаемся сразу помочь, информировать, куда обращаться, как заполнить заявку в Дії. При необходимости составляем акты. Вызываем комиссию Департамента, чтобы они зафиксировали повреждения, чтобы люди могли какую-то материальную помощь получить, обратиться в волонтерские организации. Передаем в Департамент информацию, чтобы у городских властей была полная информация и возможность предусмотреть заказы каких-либо материалов для восстановления. То есть, мы пытаемся с людьми коммуницировать и помочь в этой ситуации.
А есть ли в Вашем коллективе люди, которые сами пострадали от войны?
Да, у нас есть сотрудница, которая переехала в Запорожье с временно оккупированной территории. Раньше она работала преподавательницей, к нам пришла на должность хауз менеджера. Мы научили всем аспектам работы, и теперь она – одна из самых успешных работниц. Вероятно, предыдущий опыт преподавания позволяет ей легко находить общий язык с жителями, конструктивно с ними общаться, найти индивидуальный подход, объяснить какие-то моменты. Думаю, она адаптировалась к нашему коллективу, к городу. Но все равно, весь наш коллектив вместе с ней очень ждет освобождения всех наших территорий. Верим и надеемся, что это произойдет как можно скорее. Все смогут вернуться в родные дома, а наша работа наконец-то вернется к норме и к рутинному планированию текущих ремонтов, вместо обследования домов, пострадавших от вражеских ударов.