
Стоимость морских перевозок падает из-за снижения спроса: прогнозы на 2023 год
Стоимость морских перевозок сократилась более чем на 80% после того, как достигла пика в 2021 году. Причиной тому – глобальное сокращение потребления на фоне опасений по поводу инфляции.
Доставка 40-футового контейнера из Азии в Европу стоит около 1700 долларов – еще пару лет назад, когда цены были на пике, такие морские перевозки обходились грузовладельцу в не менее чем 20 000 долларов.
Падение цен открывает возможности для грузоотправителей, но воспринимается как негативный знак для сектора логистики в целом.
Даные логистической платформы Phaata свидетельствуют, что доставка 40-футового контейнера из Хошимина (Вьетнам) в Северную Европу сейчас стоит 1700 долларов, а средняя стоимость перевозки от Хошимина до Лос-Анджелеса составляет 1400 долларов (по сравнению с 12 000 долларов в сентябре 2021 года). Доставка до Нью-Йорка (на Западное побережье США) стоит 2900 долларов – против 15 000 долларов два года назад. Стоимость доставки из Азии в Индию также упала более чем на 90%.
Цены сейчас падают, потому что потребительский спрос в Северной Америке и Европе резко сократился из-за инфляции и прогнозируемых экономических трудностей. Кроме того, товарные запасы в этих регионах по-прежнему велики, поэтому импортерам не нужно активно пополнять их в азиатских странах.
Замедление производственной активности в Китае в последние годы снизило нагрузку на порты, и очереди из кораблей на разгрузку больше не наблюдаются.
Слабый спрос, вероятно, будет сохраняться в течение всего 2023 года. По прогнозам Международного валютного фонда, темпы роста мировой торговли снизятся с 5,4% в 2022 году до 2,4% в нынешнем.
В США потребительские расходы на товары сократились на 5,4% по сравнению с пиковым уровнем, зафиксированным в марте 2021 года.
Логистический гигант Maersk ожидает, что в 2023 году спрос на контейнерные перевозки упадет на 2,5%. При этом предложение будет расти, так как доступное для перевозок пространство на контейнеровозах увеличивается, в эксплуатацию вводят новые суда.
Так, вместимость контейнеровозов в 2023 году увеличится на 7,8%, а спрос, как ожидается, вырастет на 3,5%. В 2024 году эти два показателя составят 8,3% и 3,5% соответственно. Таким образом, в ближайшие два года на рынке будет избыток контейнеровозов, конкуренция за клиента на логистическом секторе остается высокой, так что цены будут сохраняться на низком уровне.
Рост стоимости перевозок ожидают не раньше четвертого квартала, когда наступит сезон рождественских покупок и нераспроданные товарные запасы будут ликвидированы в Европе и США.